• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Ноябрь

Здоровые приоритеты: как пандемия повлияла на расходы федерального бюджета

Здоровые приоритеты: как пандемия повлияла на расходы федерального бюджета

© iStock

Расходы федерального бюджета на здравоохранение в следующем году останутся на повышенном уровне. Это, несомненно, позитивный момент на фоне сложной ситуации, возникшей из-за эпидемии коронавируса. Эксперты НИУ ВШЭ считают, что приоритетная финансовая и ресурсная поддержка должна оказываться первичной медико-санитарной помощи.

В проекте федерального бюджета на 2021 г. предполагается, что расходы на здравоохранение составят 1,119 трлн руб. – это на 11,6% меньше, чем фактические расходы нынешнего года (1,265 трлн руб.), но на 12,3% больше, чем изначально планировалось в утвержденном в декабре 2019 г. бюджете на нынешний год.

«Борьба с эпидемией новой коронавирусной инфекции вызвала дополнительные расходы на закупку лекарств, средств индивидуальной защиты, оборудования и выплаты различным категориям персонала медицинских организаций», – отметил директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин. Нынешний проект федерального бюджета «отражает изменения в приоритетности расходов на здравоохранение, обусловленное еще не закончившейся эпидемией», считает он.

В консолидированном бюджете страны расходы на здравоохранение останутся на уровне фактических затрат 2020 г. и окажутся выше, чем в 2019 г. и первоначально утвержденном варианте бюджета 2020 г., (4,4 и 3,8 трлн руб. соответственно) – писала в своей колонке в газете «Коммерсант» директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова.

Главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич считает правильным увеличение бюджетных расходов на здравоохранение. Медицина требует существенных вложений, в том числе и в его развитие, строительство новых больниц и поликлиник, закупку оборудования, обучение и переобучение врачей и других медработников. Кроме того, в ситуации, когда неясно, как будет развиваться эпидемия, могут потребоваться дополнительные средства, полагает эксперт Центра анализа доходов и уровня жизни.

© iStock

Приоритетная финансовая и ресурсная поддержка должна оказываться первичной медико-санитарной помощи, считает Сергей Шишкин. Дополнительные средства бюджета следовало бы направить на укрепление первичной медико-санитарной службы, которая проявила себя слабее, чем стационары, соглашается профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ Игорь Шейман. Важно поддержать поликлиники, амбулатории и врачей участковой службы, которая сейчас значительно перегружена и где явно не хватает специалистов, говорит он и добавляет, что следует также продолжить развитие региональных высокотехнологичных медицинских центров.

В тоже время следует отметить, что ассигнования на некоторые важные сферы медицины уменьшились. Сергей Шишкин обращает внимание, что расходы по нацпроекту «Здравоохранение» в 2021 г. сокращаются по сравнению с ранее утвержденными в 2019 г. на 4%: до 243 млрд руб. вместо 253 млрд руб. На 5 из 8 федеральных проектов в составе этого нацпроекта расходы механически урезаны на 10%, а наименьшему секвестру (минус 2%) подвергся федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями».

«Сокращение расходов на нацпроект “Здравоохранение” при запланированном росте расходов федерального бюджета на здравоохранение и при необходимости реализации мер по модернизации здравоохранения и повышения его готовности к эпидемиям тяжелых инфекционных заболеваний не представляется оправданным», – считает Сергей Шишкин.

Кроме того, картина, которая отражает только бюджетные расходы на здравоохранение, может оказаться неполной. Региональная медицина финансируется из двух источников: бюджета и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, напоминает Игорь Шейман. Но насколько территориальные фонды ОМС пострадали от кризиса, пока неясно, констатирует Наталья Зубаревич.

Существующее распределение полномочий между центром и регионами в этой сфере приемлемо, считает Сергей Шишкин. Однако многое зависит от размера трансфертов из центра в региональные бюджеты, отмечает Наталья Зубаревич. В 2020 г. Москва перечислила в регионы дополнительно 80 млрд руб. на организацию «ковидных» госпиталей и закупку оборудования для них, если эти выплаты сохранятся и пойдут в региональное здравоохранение, это поможет налаживанию медицинской помощи, говорит она.