• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ТРИЗ направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты алгоритма ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения проекта. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
  • Знать: определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания Уметь: строить причинно-следственную цепочку проблемы и применять оператора отрицания для её разрыва
  • Знать: основные алгоритмы решения проблем, их сходства и различия
  • Знать: основные методы устранения психологической инерции Уметь: применять указанные методы для формирования принципиально нового подхода к задаче
  • Знать: понятие и сущность противоречия, виды противоречий, их сходства и отличия Уметь: формулировать противоречия, переходить от ситуативного противоречия к противоречию требований
  • Знать: содержание системного оператора, этапы функционального анализа, основные законы развития технических систем Уметь: применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) объекта или процесса, формулировать наиболее вероятные направления развития системы в будущем.
  • Знать: способы разрешения различных типов противоречий Уметь: применять способы разрешения противоречия в зависимости от типа сформулированного противоречия.
  • Знать: сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта, типы инверсии Уметь: формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
  • Знать: что такое идеальность и ИКР, в чем сходства и различия, способы поиска и применения ресурсов, правила свертывания Уметь: формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР, проводить свертывание для системы или процесса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство и введение в ТРИЗ. История создания и развития ТРИЗ
  • Причинно-следственный анализ (ПСА) и оператор отрицания
  • Инструменты для анализа ситуаций и объектов (Системный оператор, функциональный анализ, ЗРТС)
  • Идеальность и идеальный конечный результат. Свертывание. Ресурсный анализ
  • Постановка противоречий
  • Физические и технические противоречия и приемы их устранения
  • Методы активизации творческого мышления и устранения психологической инерции
  • Инструменты для развития, дополнения и воплощения найденных концепций (ФОП, диверсионный анализ, базы данных эффектов)
  • Комплексные алгоритмы решения сложных задач
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Активность на занятиях + 0.7 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 16827 - С.Фаер - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - 9785961452884 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/16827
  • Alpina - 315 - Г.Альтшуллер - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - 9785961421897 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315
  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016

Авторы

  • Огнев Дмитрий Владимирович