• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Основы научно-проектной работы"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины студенты учатся работать с научной литературой, критически анализировать результаты научных исследований, определять проблему исследования, формулировать гипотезу, формировать дизайн исследования. Кроме того, курс направлен на формирование навыков, необходимых для решения различных задач в области маркетинговых исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса «Основы научно-проектной работы» – формирование базовых компетенций в области проведения научной исследовательской работы полного цикла, включая освоение принципов выработки и приложения теоретических и методологических оснований, планирования и формирования дизайна исследования, его реализации и подготовки текста магистерской диссертации, а также презентации итоговых результатов проделанной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует концепцию и дизайн исследования
  • Делает выводы о состоянии исследовательской дискуссии по теме исследования
  • Обосновывает выбор дизайна исследования
  • Обосновывает концепцию и дизайн исследования
  • Описывает задачи литературного обзора и основные этапы
  • Определяет ключевые слова для поиска
  • Определяет роль теории в научном исследовании
  • Определяет связь между базовыми понятиями
  • Осуществляет переход от концептуализации к операционализации
  • Отделяет научное знание от ненаучного
  • Пользуется электронной библиотекой НИУ ВШЭ при поиске литературы для исследования
  • Представляет промежуточные результаты исследования
  • Производит анализ и синтез информации
  • Производит критический анализ научной публикации
  • Различает два вида исследовательских работ: курсовую работу и курсовой проект
  • Руководствуется академическими нормами при решении соответствующих кейсов
  • Руководствуется основными принципами научного исследования
  • Руководствуется принципами теоретизирования
  • Систематизирует результаты поиска
  • Составляет аннотированную библиографию
  • Составляет поисковый запрос
  • Способен представлять и обосновать результаты проделанной работы
  • Умеет проводить тестирование инструментария и делать рекомендации по его результатам
  • Умеет создавать исследовательский инструментарий с учетом поставленных исследовательских задач
  • Реализует основные аспекты научно- исследовательской работы
  • Применяет различные виды количественных методов сбора данных
  • Применяет различные методы качественного сбора данных
  • Проводит исследование, руководствуясь основными принципами работы с источниками
  • Проводит анализ полученных эмпирических данных с учетом разработанного дизайна исследования и сформулировать релевантные выводы на основе его результатов
  • Проводит тестирование инструментария и делать рекомендации по его результатам
  • Создает исследовательский инструментарий с учетом поставленных исследовательских задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в методологию научного исследования
  • Технология подготовки курсовой работы и курсового проекта
  • Основные академические нормы
  • Роль литературного обзора в научном исследовании
  • Поиск релевантных источников
  • Технология работы с источниками
  • Написание литературного обзора
  • Теория в научном исследовании
  • Концептуализация и операционализация
  • Дизайн исследования
  • Статистический анализ данных
  • Презентация курсовых работ и курсовых проектов
  • 1. Основные принципы проведения исследования
  • 2. Количественный дизайн исследования
  • 3. Качественный дизайн исследования
  • Пилотаж
  • 5. Работа с источниками: литература и вторичные данные.
  • Формирование исследовательского инструментария в рамках индивидуальной исследовательской работы
  • Тема 7. Презентация и обсуждение промежуточных результатов ВКР.
  • 8. Анализ данных
  • Проведение презентаций результатов исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за 3 модуль
    О3модуль=0,5*Опрезентация + 0,25*Оанкета + 0,25*Орецензии, где Опрезентация - оценка за презентацию программы и дизайна собственного исследования (курсовая работа/курсовой проект) Оанкета - оценка за разработанную анкету для количественного исследования (групповое задание) Орецензии - оценка за две групповые рецензии на дизайн исследования (среднее арифметическое)
  • неблокирующий Оценка за 2 модуль
    Описание: О2модуль = 0,1*Отест + 0,5*Описм. + 0,4*Одз, где Отест – оценка за тест, проверяющий знание академических норм и требований к содержанию курсовой работы и курсового проекта Описм.– оценка за письменную работу, содержащую критический анализ научных публикаций по теме исследования, а также концептуализацию основных понятий Одз – оценка за домашние задания (кол-во баллов суммируется и делится на кол-во заданий). Текущие оценки не округляются, не округляется О2модуль.
  • неблокирующий Оценка 2 модуль (2 курс)
    О 2модуль = Опрезентация Опрезентация включает в себя описание и обсуждение программы исследования (ВКР).
  • неблокирующий Оценка 3 модуль (2 курс)
    О3модуль = оценка за экзамен, проводимый в формате устной презентации промежуточных результатов исследования
  • неблокирующий Оценка за 4 модуль
    О4модуль - оценка за практические задания в 4 модуле. Требования к заданиям предоставляет преподаватель.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Оценка за 2 модуль + 0.4 * Оценка за 3 модуль + 0.3 * Оценка за 4 модуль
  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Оценка 2 модуль (2 курс) + 0.5 * Оценка 3 модуль (2 курс)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
  • Основы построения выборки для социологических исследований, Чуриков, А. В., 2020
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Авторы

  • Пронкина Елена Сергеевна
  • Захарова Александра Игоревна
  • Логунова Ольга Сергеевна
  • Грязева Лариса Евгеньевна