• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
26
Декабрь

Делать то, что нравится, – это верная стратегия

15 сентября состоялся круглый стол экспертов индустрии для студентов первого курса магистратуры «Интегрированные коммуникации». Вместе с первокурсниками и академическими наставниками программы спикеры обсудили, какие сейчас есть карьерные треки в коммуникациях, каким должен быть специалист в этой области, и как можно развиваться в ней.

Делать то, что нравится, – это верная стратегия

Круглый стол состоялся в рамках Семинара наставника – отдельного курса, на котором студенты 1 курса программы «Интегрированные коммуникации» составляют план развития своей карьеры в индустрии. Программа объединяет как студентов, которые уже имеют опыт в коммуникационной сфере, так и тех, кто только делает в ней первые шаги – семинар наставника помогает и тем, и другим определиться с вектором развития своей карьеры.

Гостями первого Семинара наставника этого года стали: 

  • Наталья Сомова, заместитель генерального директора, CMO, COO Selective team, агентство PPL;

  • Евгений Аксютин, директор по маркетингу Yandex Go. Ранее руководил командами в компаниях Пик, Pepsi и агентствах Wavemaker, Инстинкт; 

  • Ирина Питерсон, независимый консультант в области коммуникаций, ранее директор по коммуникациям «Нордеа банк», ВТБ капитал, ИКЕА, Сбер;

  • Полина Ломоносова, руководитель корпоративных и ESG-коммуникации, «Северсталь».

Модерировали встречу академический руководитель программы Лара Грязева и академический наставник программы Ольга Пескова.

Карьерная траектория

В начале семинара гости рассказали, как они «росли» в коммуникациях и чем занимаются на своих нынешних должностях. 

Так, Полина Ломоносова упомянула, что толчком к ее профессиональному росту в коммуникациях стала стажировка в Mail.ru Group – именно так она попала в «Ситимобил». Рассказывая о буднях пиар-менеджера, Полина отмечает, что «нет хуже ситуации для пиарщика, чем узнавать о своей компании из СМИ, а не от коллег». 

Евгений Асютин описал работу маркетолога очень просто: «К нам приходят заказывать рост бизнеса. Мы смотрим, как компания может заработать больше денег. Деньги, по сути, получаются из решения задач для наших внутренних заказчиков, когда мы закрываем их работы».

Что делает аккаунт-менеджер? Встречи, встречи, очень много встреч.

Наталья Сомова
заместитель генерального директора, CMO, COO Selective team, агентство PPL

Ирина Питерсон пришла в пиар из журналистики, когда индустрия в России только зарождалась.

В агентстве ты получаешь опыт всего, что в пиаре можно делать: общаться со СМИ, делать ивенты или просто тихо писать тексты.

Ирина Питерсон
независимый консультант в области коммуникаций

Она прошла путь от ассистента до руководителя проектов в агентстве, потом перешла «на сторону клиента» и и продолжала карьерный рост в большом бизнесе. Ирина подчеркнула ценность такой траектории; она также отметила, что в пиаре есть место каждому – даже не самым общительным людям. Например, можно быть хорошим менеджером, и организовывать работу команды; или быть прекрасным аналитиком. 

Я например, не дружу с табличками и не люблю делать отчеты. Но всегда есть люди, которые справляются с этим просто блестяще! Опирайтесь на свою сильную функцию.

Ирина Питерсон
независимый консультант в области коммуникаций

Портрет идеального специалиста

Вопрос, который никогда не теряет свою актуальность: кто он – идеальный специалист в сфере коммуникаций? 

Наталья Сомова считает, что это контактный, коммуникабельный человек, который слышит других. Важна не экстравертность, а внутренняя эмпатия. «На первом курсе я была тем человеком, который не мог сходу задать вопрос – я всё постоянно записывала. Это лечится!», – уверяет Наталья. 

Полина Ломоносова подчеркнула важность hard skills, без которых не обойтись в работе.

В первую очередь нужно быть хорошим менеджером – уметь организовать себя и других, выстраивать процессы, ничего не забывать. Также важны хороший кругозор, гибкость мышления. Даже когда текст может написать Chat GPT, нужно уметь излагать свои мысли и отстаивать собственную позицию в обсуждениях.

Полина Ломоносова
руководитель корпоративных и ESG-коммуникации, «Северсталь»

Евгений Аксютин выделил три основных черты: инициативность, любознательность, стрессоустойчивость. Ирина Питерсон добавила, что идеальный специалист – это дипломатичный человек, который умеет балансировать между противоположными запросами разных клиентов – своей компании и медиа.

Куда движется сфера коммуникаций

Сфера коммуникаций – динамичная, гибкая, изменчивая. Что сейчас является приоритетным направлением в этой отрасли? 

Наталья Сомова уверена: цифры правят балом, все стремительно диджитализируется. Она видит высокий спрос на SMM-специалистов и пиарщиков – компаниям нужны специалисты в антикризисных коммуникациях. Еще один тренд, который отметила Наталья – рост востребованности коммьюнити-менеджмента.

Полина Ломоносова убеждена, что пиарщики нужны всем и всегда. А сейчас на рынке и вовсе ощущается нехватка профессионалов – некоторые позиции на сложные продукты не закрываются годами. Многое в профессии пиарщика осталось прежним, однако есть и перемены: например: кроме привычного пула медиа у пиарщика сейчас должен быть пул авторов Telegram-каналов. С ними нужно выстраивать отношения так же, как с редакторами, потому что Telegram-каналы стали полноценными медиа со своей аудиторией и влиянием. Ирина Питерсон добавила, что, действительно, набор доступных инструментов пиарщика изменился – их стало больше, с ними стало сложнее работать. Стало меньше управляемости в коммуникациях: в то время как специалисты хотят, чтобы их месседж был без помех донесен до аудитории и правильно понят, выполнить эту задачу становится все сложнее – и даже большие бюджеты далеко не всегда помогают решить эту задачу. 

Как не утонуть в море информации

Один из вопросов, заданных студентами, был сугубо прикладным: как организовать работу с таким большим объемом информации? Кажется, что специалист по коммуникациям работает в инфополе, которое невозможно охватить – из-за этого теряется концентрация и появляется fear of missing out.

В нашей работе важно фокусироваться на первоисточниках. Маркетинг – это огромная индустрия самоцитирования.

Евгений Аксютин
директор по маркетингу Yandex Go

Полина Ломоносова напомнила о полезности папок в Telegram, ведения личных списков и напоминаний. Эти простые инструменты действительно работают! С ней согласилась Наталья Сомова – надо структурировать информацию, исходя из своих особенностей.

Чтобы не пропустить главные инфоповоды, Ирина Питерсон выставляет уведомления на основных новостных каналах в Telegram – поскольку телефон всегда под рукой, она видит новости сразу же. «Важно не упускать новости, потому что они могут стать темой для комментария клиента. Для пиарщика и клиента это возможность заработать деньги», – отметила она. 

Обсуждение продолжалось на протяжении двух пар: его главным лейтмотивом было то, что в коммуникациях есть место человеку с любыми способностями и талантами, главное – понять свои сильные стороны. Делать то, что получается – это верная стратегия, на ней строится разделение обязанностей в команде. При этом, в коммуникациях невозможно работать без интереса, любопытства и желания постоянно совершенствоваться. 

У первокурсников еще будет возможность определиться, какое направление в коммуникациях им ближе и что является их преимуществом как специалистов: Семинар наставника будет проводиться на протяжении всего первого года обучения в магистратуре.