• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валерия Вербовая и Алексей Епишев: первые недели в Кёльне

Студенты программы "Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом" Валерия Вербовая и Алексей Епишев поделили впечатлениями от учёбы в Университете Кёльна.

Валерия Вербовая:

Мой опыт и рассказ о нем, наверное, будет слегка другим, нежели у моих однокурсников. Кроме обязательных языковых курсов (немецкий, латынь - изучение древнего языка на неродном то еще удовольствие), у меня нет пересекающихся занятий с остальными. Я окончила школу филологии ВШЭ, где писала все 4 года работы по Византии и изучала древнегреческий. В Кельн я приехала именно для византинистики, главой которой тут является профессор Соде. Правильнее даже сказать - главой и единственным профессором. И новогреческая, и византийская филология здесь не очень популярны. Например, чтобы изучать новогреческий с нуля, необходимо приехать в первом полугодии, так как во втором есть только 2 и 4 ступени. По византинистике в результате у меня получилось две пары в неделю, одна из которых вводная для студентов смежных специальностей (Античность или Востоковедение), а другая - для аспирантов, контраст весьма заметен. Еще один курс представлен блок-семинаром приглашенного профессора и пройдет в конце июля-начале августа в виде многочасовых заседаний в течение нескольких дней. Чуть ниже я расскажу про формат блок-семинаров и почему я скорее не рекомендую их, а сейчас, чтобы реабилитировать византинистику, скажу, в чем ее огромное преимущество в Кельне - здесь всегда что-то происходит. За то время, пока я здесь, прошло уже несколько лекций приглашенных профессоров и одна международная конференция по крестоносцам и Византии, а в июле планируется конференция в Майнце. И это из того, что не надо искать, потому что есть рассылка. Если же поискать, то в Германии, конечно, один из виднейших центров изучения Византии.

Возвращаясь к более общему - к блок-семинарам. Я их не советую, так как, по моему мнению, они не дают развития. Не знаю, будет ли это по-другому на моем семинаре, где была встреча-вступление, но я посетила по собственному желанию блок-семинар по Венеции (и в перерыв ушла оттуда и никогда не вернулась), который показался ужасно нудным и катастрофичным. Формат блок-семинаров в том, что студенты собираются и проходят отведенные часы за несколько дней вместо целого семестра. Это дает возможность профессорам, которые работают в других университетах на постоянной основе, а в Кельне лишь как приглашенные, отвести свой курс с минимальным ущербом для себя. Однако именно из-за сжатых сроков не успевается прорабатываться, откладываться и усваиваться материал. Даже увидя ошибки однокурсников, не успеешь исправить такие же в своем. Что еще хуже - после нескольких часов рассуждений воспринимаешь информацию механически, не обрабатывая ее в нужной степени. Блок-семинар, на котором я была, не содержал ничего сверх того, что можно было бы узнать за один день прогулок по Венеции, так как не было ни вводной лекции, ни описания требований, ни примеров, ни обсуждения. По-моему, ситуация неприятная. Усугублялась еще и тем, что кто-то вставлял исторические комментарии, однако это не давало общей картины, а замечания были очень обобщенными и схематизирующими, без привязки к обстоятельствам, потому поверхностными. 

В общей сложности у меня оказалось около 6 курсов, что, как мне кажется, очень щадящий режим. Скорее всего, будь я вновь в марте, я бы выбрала больше. Нужно еще учесть, что весенний семестр в Нордрайн-Вестфалене весьма праздничный, раз в пару недель то один день выходной, то и вся неделя. Подводя итог - лучше возьмитесь за большее и скиньте потом пару предметов (тут весьма лего то сделать), чем недооцените себя. 

Как стипендиатка DAAD, отвечу также на вопрос,можно ли на 400 евро выжить. В целом, сделать это непросто. Я оказалась в самом дешевом общежитии, завтракаю йогуртом за 1,5 евро на 2 дня, какое-то время хожу в столовую с контейнером, беру комплексный обед горячее+салат+десерт (2,60 евро) и половину порции откладываю на ужин, но при этом все маленькие радости - путешествия, кофе с маффином, книжки - я покупаю лишь за свой счет. Где-то со второго месяца, когда уже оплачен семестровый взнос*, на эту стипендию становится возможным прожить, если прибавить совсем чуть-чуть, но радости никакой не доставляет, поэтому, к сожалению, никакого чувства независимости при поддержке DAAD не появляется.

*Семестровый взнос советую оплатить из Москвы с комиссией, у нас возникли трудности. Перевод идет пару дней, а к моменту записи на языковые курсы уже неплохо не только оплатить этот самый взнос, но и сходить сдать документы в студенческий сервис. Помимо этого, остальные бюрократические трудности не такие уж и трудности.


Алексей Епишев:

Первоначально, я думал, что курсы немецкого будут интересными и полезными – по типу как в Гете институте. Однако, оказалось, что все 3 часа времени уделяется только грамматике и правильному построению предложений, что в общем-то можно и самому проходить не тратя на это время аудиторных занятий, на которых можно было бы развивать какие-то коммуникативные навыки. Немецкая бюрократия с добрым лицом, кто бы что не говорил, потому что даже если не владеешь немецким или вообще каким-либо человеческим языком, тебе объяснят, что нужно делать или чего от тебя хотят максимально доступно, а в конце еще и спросят понял ли ты все или надо повторить снова. В этом плане, насчет походов по каким-то мелким бюрократическим делам вообще никогда не возникало сложностей.

Академическая жизнь радует своей вольностью, однако свобода выборов курсов оказалась палкой о двух концах, потому что выбранные курсы могут накладываться на обязательные и тогда приходится изворачиваться, чтобы не было проблем.

Из удивительного и приятного: можно быть собой, не бояться осуждающих взглядов или взглядов типа «ох уж эти русские\иностранцы», потому что Германия очень свободная в этом плане страна, никто не будет ограничивать твою свободу в выборе или делании чего-либо, если это не нарушает закон (гражданский или моральный) и никому не вредит. Поэтому, этого чувства свободы и отсутствия скреп так сильно не хватает на родине.