Дискуссионный клуб. Налоговый комплаенс: проблемы разграничения институтов регулирования и комплаенса
04 июня на встрече дискуссионного клуба Денис Примаков и Антон Иванов обсудили тему: «Налоговый комплаенс: проблемы разграничения институтов регулирования и комплаенса»
04 июня прошла очередная встреча дискуссионного клуба, организованная совместно Институтом комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ и Ассоциацией этики бизнеса и КСО.
Ведущий Денис Примаков, к.ю.н., доцент Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ, руководитель направления международного комплаенса ПАО "Московская Биржа", член RBEN и гость Антон Иванов, председатель ВАС РФ в отставке, д.ю.н., ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Факультета права, член Ученого совета НИУ ВШЭ дискутировали на тему: "Налоговый комплаенс: проблемы разграничения институтов регулирования и комплаенса".
В ходе встречи были обсуждены вопросы: почему комплаенс – это институт не частного, а публичного права? Где проходит граница между правоприменением, регулированием и комплаенсом? Также были затронуты вопросы сущности налогового комплаенса: кто является выгодоприобретателем - государство или бизнес?
Антон Иванов высказал мнение, что налоговый комплаенс, по мнению налоговой службы, — это рефлексия публичного права, а так же, что у большей части направлений комплаенса в России прослеживается публичный интерес, – "Комплаенс есть своеобразная форма требований со стороны государства, у частных лиц нет причин объективно соблюдать его требования без принуждения, – говорит Антон Александрович, задаваясь вопросом, – влечет ли соблюдение налогового комплаенса для организации меньшие потери чем в случае несоблюдения, есть ли для организации польза в том, что государство будет наказывать ее не сильно? Да, компания может избежать санкций со стороны регулятора, но при этом нейтрализация рисков потребует больших вложений", замечает он.
По мнению Дениса Примакова, комплаенс – это процессуальная экономия. "Комплаенс основывается на том, что компания считывает риски, которые могут проявиться в ее деятельности, тем самым выстраивая методологию следования регуляторным ограничениям, в том числе для того, чтобы уменьшить риски привлечения к ответственности; также комплаенс включает в себя работу с этическими аспектами организации … Перенос функции выстраивания комплаенса с частного сектора на государственный меняет его сущность. В комплаенсе в первую очередь должна быть заинтересована компания, потому что, соблюдая требования регулятора, она экономит свои средства".
При этом Денис признает, что наблюдается тенденция снижения регуляторной нагрузки: "Все международные организации призывают к этому, но в то же время провозглашают принципы комплаенса ... Следствием глобализации является то, что компания в экономических отношениях сталкивается с разнообразными риски в разных регионах, и даже если убрать функцию комплаенс, риски все равно останутся, только компания будет терять больше средств, ежели бы она преждевременно считывала риски".
Отвечая на вопрос, в какой сфере, по его мнению, возможен гражданско-правовой комплаенс, Антон Иванов отметил, что такой формат уместен во взаимодействии компаний с клиентами: "Отношения с потребителями основаны на началах равенства, нет принуждения, никто не устанавливает жесткие требования".
В завершении встречи Денис поблагодарил гостя за интересную беседу.
Дискуссионный клуб – уникальная площадка для знакомства с профессионалами из разных областей комплаенса. Встречи дискуссионного клуба проводятся на регулярной основе.