Учиться никогда не поздно. А комплаенс это относительно новая и очень интересная специальность
Интервью Дарьи Грудковой о выборе и обучении на магистерской программе
Дарья Грудкова, магистрант 2 курса
Что мотивировало Вас в выборе комплаенс как профессии?
При выборе профессии я всегда руководствуюсь двумя критериями:
- наличие интереса к работе, возможности для роста и развития, осознание ценности себя как сотрудника
- размер вознаграждения должен соответствовать величине приложенных усилий
Комплаенс для меня, после определённого количества лет юридической практики, оказался «глотком свежего воздуха». Приняв решение сменить профессиональный вектор, я ежедневно убеждаюсь, что сделала правильный выбор. Помимо интересных, требующих активного мышления, задач, я работаю, с осознанием того, что помогаю, пусть и отдельно взятой компании, повышать уровень комплаенс-культуры, тем самым влияя на уровень культуры соблюдения в бизнесе, в целом. По-моему, трудно удержаться и не назвать идеальной профессию, которая позволяет не только с радостью приходить на работу, но и жить с осознанием того, что ты являешься частью чего-то очень важного.
Какую профессиональную деятельность рассматривали до начала обучения на магистерской программе?
Планировала продолжить работу юристом, возможно, получить статус адвоката и, в перспективе, открыть юридическую фирму. Планы изменились после того, как я открыла для себя комплаенс.
По каким критериям выбирали сферу/программу? Что было самым веским аргументом при выборе?
Закончив более 4-х лет назад бакалавриат на факультете права НИУ ВШЭ, я все это время планировала поступить в магистратуру. В очередной раз, планируя «поступить, возможно, в следующем году», я зашла на сайт НИУ ВШЭ, наткнувшись на непонятное и совершенно не знакомое понятие «комплаенс». Прочитав описание программы, я поняла, что хочу учиться здесь и не в следующем году, а прямо сейчас. До истечения срока подачи заявок на тот момент оставалось два дня. В спешке запрыгнув на самолет до Москвы, в еще более сильной спешке, собрав документы, я подала заявку на поступление на программу. У меня не было четких критериев или аргументов, только понимание того, что, наконец, нашла подходящую для себя профессию. И в данных обстоятельствах сложно сказать, кто кого выбрал: то ли программа выбрала меня, то ли я программу.
Чем помогает в обучение на МККЭБ? Что помогло выбрать именно эту программу?
До того, как я узнала о профессии комплаенс-специалиста, успела проработать юристом почти во всех сферах деятельности. Работая практически беспрерывно, я столкнулась с тем, что в психологической терминологии называется «синдром профессионального выгорания». Профессия юриста мне нравится, есть все необходимые профессиональные навыки и знания для работы в этой сфере, однако я проводила профессиональную жизнь с мыслями где-то на уровне бессознательного, что «чего-то не хватает». Выбрать программу мне помогло очень точное, полное и соответствующее действительности описание программы на сайте. Прочитав его, я поняла, что нашла более близкую для себя профессиональную область, которую люблю без всяких «но».
Что было неожиданным в обучении? Какие ценности открыли для себя в процессе обучения?
Приятной неожиданностью было искреннее желание преподавателей подготовить к выпуску с программы компетентных специалистов. Для реализации данной цели, не жалеют ни времени, ни ресурсов. Каждое занятие – новое открытие, каждый преподаватель делится бесценным практическим опытом, который можно получить или спустя 10 лет профессиональной деятельности, или сэкономить время и получить эти знания на программе. Я для себя решила, что время – гораздо более ценный ресурс. А возможность пообщаться и получить совет от преподавателей, являющихся высококлассными профессионалами в своей области – вообще бесценна.
Благодаря чему/кому отношение к профессии поменялось?
На меня очень большое влияние оказала личность Ирины Грековой. На протяжении года обучения она своим примером показывала, что значит «правильный» специалист в сфере комплаенс. Работая в данной области, нельзя не осознавать, что комплаенс – больше про обучение и поддержку, нежели про санкции и наказание. Именно на программе я пришла к пониманию того, что комплаенс-функция выступает в качестве своеобразного щита для бизнеса, сохраняя то, что есть внутри и не допуская ситуаций, которые могут повлечь риски для компании. В общем, комплаенс – своеобразный иммунитет, чем сильнее комплаенс-функция в организации, тем «здоровее» компания, в целом.
Как и с чего началась новая карьера?
Перед поступлением на магистерскую программу я с удивлением узнала, что на предыдущем месте работы я уже занималась комплаенсом, однако отсутствовало четкое разделение функционала между комплаенс-специалистом и юрисконсультом. В период обучения я расставила приоритеты и подошла к выбору нового места работы со здоровой долей осознанности. Теперь я строю систему комплаенс в небольшой, но очень перспективной компании, занимающейся реализацией медицинского оборудования.
Какие результаты есть сейчас: как вам помогло обучение в целом?
Обучение помогло развить очень важный навык: вне зависимости от области деятельности компании, можно построить систему эффективного комплаенса, зная «правила игры» и понимая, какие правила и требования как национального, так и наднационального уровня законодательства лежат в основе построения системы, в целом.
Какие задачи вы сейчас решаете на новом месте работы?
Задач очень много, и все они требуют высокого уровня знаний в области комплаенс. С одной стороны, я пришла в организацию, в которой отсутствовала штатная единица как юриста, так и комплаенс-специалиста. С другой стороны, есть огромный блок требований основного зарубежного поставщика в существовании эффективной системы комплаенс-контроля. Передо мной стоит задача в сжатые сроки не только пройти ряд аудитов системы комплаенс со стороны зарубежных партнёров, но и построить такую систему, которая будет долгие годы работать, а не формально отвечать требованиям аудита.
Чем бы Вы хотели поделиться с абитуриентами, рассматривающими магистерскую программу "Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса" для обучения?
Учиться никогда не поздно. А комплаенс это относительно новая и очень интересная специальность. Потребность в специалистах в данной сфере будет только расти со временем. И сейчас у вас есть потрясающая возможность стать одними из первых, а, значит, получить больше возможностей для роста и развития в качестве ценных и «дорогих» специалистов. Программа обучения построена таким образом, что, помимо практических инструментов, она даст вам понимание того, подходит ли данная специальность именно вам. А это очень хорошая возможность попытаться что-то поменять в своем карьерном векторе, не потеряв текущего статуса. И, кстати, что немаловажно, данная программа выгодно отличается тем, что обучение можно с легкостью совмещать с работой полный рабочий день, так как все преподаватели – практики, а, значит, работающие люди. Поэтому при максимальной эффективности обучения, степень академической нагрузки позволяет не отдать все силы на совмещение работы и учебы.
Строя планы на будущее, чем руководствуетесь и как расставляете приоритеты? Как будете повышать вашу ценность как профессионала?
Приоритет у меня один – саморазвитие. И профессиональна область не исключение. Я очень люблю прикладные программы обучения, которые, в первую очередь, дают инструменты для развития в качестве профессионала. Поэтому после обучения я планирую продолжат работу в сфере комплаенс, и, по потребности, продолжить обучение на программе дополнительного образования в Высшей школе юриспруденции и администрирования.