• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комплаенс в корпорациях

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Комплаенс в корпорациях» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области управления комплаенс-рисками, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потребностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, а в конечном счете к потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля за комплаенс-рисками (противодействие легализации денежных средств, противодействие коррупции, борьба с инсайдом и манипулированием, санкционный контроль, защита прав инвесторов, и др.), а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. Дисциплина предусматривает активное участие студентов в работе на семинарских занятиях, анализ кейса-эссе и устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. В результате освоения дисциплины студент должен знать ключевые понятия и принципы управления комплаенс-рисками; уметь юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; овладеть навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; приобрести опыт построения эффективной системы комплаенс-менеджмента. Для освоения учебной дисциплины студенты должны знать основные положения гражданского, предпринимательского и банковского права, основы экономики; уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты; иметь навыки анализа различных правовых норм и правовых отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, а также выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает ключевые понятия и принципы построения эффективных систем комплаенс-контроля в коммерческих организациях; базовые критерии классификации комплаенс-рисков; основные нормативные требования в различных областях комплаенс-контроля; основные тенденции развития международно-правового регулирования в области управления комплаенс-рисками
  • умеет юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; определять ключевые области комплаенс-риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию
  • владеет навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; навыками построения эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческих организациях; навыками пошагового анализа комплаенс-процедур; навыками управления комплаенс-рисками в международной среде
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков.
  • Тема № 2. Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
  • Тема № 3. Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ.
  • Тема № 4. Защита прав инвесторов.
  • Тема № 5. Санкционный комплаенс.
  • Тема № 6. Инсайд и манипулирование.
  • Тема № 7. Иные области осуществления комплаенс-контроля.
  • Тема № 8. Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции.
  • Тема № 9. Комплаенс-менеджмент.
  • Тема № 10. Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ кейса-эссе
  • неблокирующий Активность в учебном процессе
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность в учебном процессе + 0.2 * Анализ кейса-эссе + 0.6 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Панарина, М. М.  Корпоративная безопасность: система управления рисками и комплаенс в компании : учебное пособие для вузов / М. М. Панарина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15342-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520423 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Финансовый мониторинг : учебное пособие / под редакцией Ю. А. Чиханчина, А. Г. Братко. — Москва : Юстицинформ, [б. г.]. — Том 1 — 2018. — 696 с. — ISBN 978-5-7205-1426-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112717 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Комплаенс в деятельности юридического лица : учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Усольцева. — Сургут : СурГУ, 2023. — 22 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/337934 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Лепилина Светлана Юрьевна
  • Ерпылева Наталия Юрьевна