• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистратура для учителей истории: опыт выпускника

Выпускница магистерской программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» Наталья Юрьевна Сергеичева стала победительницей всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации». Мы обсудили с ней опыт обучения на программе.

Награждение лауреатов конкурса «История в школе: традиции и новации»

Награждение лауреатов конкурса «История в школе: традиции и новации»
© Н.Ю. Сергеичева

Всероссийский конкурс «История в школе: традиции и новации» организован фондом «История Отечества» совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей истории и обществознания». Наталья Юрьевна Сергеичева, преподаватель истории в «Гимназии №2» Нижнего Новгорода и выпускница магистерской программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» (с 2024 г.   «История в публичном пространстве и образовании»), заняла первое место. В интервью мы поговорили о том, что дало ей обучение на программе и стоит ли современному учителю истории поступать на магистерскую программу непедагогического профиля.



Вопрос, который нам часто задают практикующие учителя: зачем учиться на исторической магистерской программе 2,5 года, если можно за это же время пройти несколько курсов повышения квалификации и получить практико-ориентированные знания и навыки, которые можно применять «здесь и сейчас»? Как вы ответите на этот вопрос?

Существует много организаций, которые предлагают учителю самые разные курсы — предметные, методические, компьютерной грамотности. Одни из них он выбирает сам, другие пройти его обязывают вышестоящие инстанции. Но курсы, как бы хороши они не были, не создают новую систему координат, их задача более скромная — восполнить отдельные пробелы и только.

 

На нашей программе очень большое внимание уделяется научно-исследовательской подготовке магистрантов. Имеет ли она какое-то практическое применение в современной школе?

Современный учитель не столько лектор, сколько организатор деятельности своих учеников. Образовательные стандарты предусматривают написание каждым из них как минимум одного индивидуального проекта. При подготовке к олимпиадам старшеклассники ждут от наставника совета что почитать, как написать эссе, подготовить публичное выступление или первую в жизни публикацию в научном сборнике. Важно вовремя поддержать ученика, помочь обрести уверенность в своих силах, а это сможет дать только учитель, который имеет достаточный собственный опыт.

 

Что дала программа для личностного роста и профессиональной рефлексии? 

Я пришла в магистратуру понимая, что стою на паузе. Каждый новый учебный год был примерным повторением пройденного, начиналось профессиональное выгорание. Нужно было что-то менять, но что и как — понимания не было. Ситуация, конечно, не изменилась от самого факта поступления, но каждое аудиторное занятие, каждое выполненное задание (время на его выполнение найти учителю бывает непросто) ощущались как мощный импульс для развития. Возврат на прежний уровень стал просто невозможен.

 

Тема Вашей магистерской диссертации – «“Иван Грозный” Сергея Эйзенштейна: художественные образы кинематографа ХХ в. в школьном курсе отечественной истории». Почему заинтересовались этой темой и нашли ли Вы какие-то возможности для применения в школьной практике тех знаний, умений и навыков, которые сформировались в ходе работы над ней? 

Тема моей ВКР была связана с одним из двадцати «трудных вопросов истории» и изначально задумывалась как своеобразный мост между современными научными подходами к ее решению и школьной практикой, а ее итогом должны были стать методические рекомендации по проведению конкретного урока. На первый взгляд задача простая и понятная, но хотелось предложить что-то свое, авторское. Вместе с моим научным руководителем — Еленой Борисовной Смилянской — было решено описать приемы использования на уроке истории фрагментов художественного фильма.  Тема увлекла настолько, что за прошедшие годы кино стало моей профессиональной «фишкой» — ведь такие уроки позволяют не только сформировать более глубокий образ изучаемой эпохи, но дают возможность ученикам научиться анализировать увиденное на экране, развить эмпатию. 

Опытом проведения кинематографических веб-квестов я делюсь на профессиональных конкурсах, конференциях, курсах повышения квалификации для педагогов и эта тема всегда вызывает искренний интерес коллег, который служит стимулом к дальнейшим поискам.  

 

Университет – это не только учебные курсы, проекты и практики, но еще и сообщество студентов и преподавателей, которое, в идеале, сохраняется и после выпуска. Поддерживаете ли Вы контакты с однокурсниками и преподавателями?  

Большая удача – найти свою стаю! И мне в этом очень повезло. Наши преподаватели остались с нами и после вручения дипломов. Мы по-прежнему стремимся следить за их научными проектами, а им приятно видеть, что их усилия не пропали даром и приносят свои плоды. Годы учебы подарили дружеские отношения не только с однокурсниками, но и с магистрантами других курсов. Мы из разных городов, но наше общение происходит не только в социальных сетях, но и в совместных путешествиях. 

 

Учительское сообщество очень многочисленно и разнообразно, невозможно рекомендовать одну магистерскую программу всем практикующим педагогам. Кому из Ваших коллег-учителей подойдет наша программа? Давайте попробуем нарисовать портрет идеального кандидата, который сможет пройти этот непростой путь до конца с максимальной пользой для себя. 

На мой взгляд, это учитель, который приходит сюда не для того, чтобы получить готовый (пусть даже уникальный!) рецепт профессионального успеха. Так не бывает. Наша магистратура для увлеченных, амбициозных, готовых меняться. Для тех, кто ищет свой путь.