Паспорт образовательной программы
46.04.01 История
Нет
2 года 5 месяцев
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
Современная историческая наука в преподавании истории в школе (2020):
История в публичном пространстве и образовании (2024): С применением
2023/2024 учебный год
Современная историческая наука в преподавании истории в школе
- КОР-1 Использует исторические источники и научную литературу для подготовки собственного конкретно-исторического исследования.
- КОР-2 Умеет обосновывать выбор методов и приемов для сбора и обработки ретроспективной информации, проверку гипотезы исследования и верифицируемости полученных результатов.
- КОР-3 Имеет навыки академического письма при изложении результатов научно-исследовательской деятельности (рецензия, презентация, эссе, статья и т.д.).
- КОР-4 Имеет навыки презентации и публичной защиты результатов проведенного исследования.
- КОР-5 Использует исторические источники и научную литературу в педагогической практике.
- проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
- анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
- представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
- осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;
- анализировать полученную информацию с использованием современных программных средств;
- осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
- извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
- мотивировать учащихся на самостоятельную работу;
- формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;
- выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
- готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств
Коды профессиональных компетенций:
- ПК-1 Умеет выделять верифицируемую, уникальную и повторяющуюся ретроспективную информацию
- ПК-2 Корректно использует различные виды ретроспективной информации для создания научных реконструкций событий прошлого
- ПК-3 Разрабатывает корректные методы адаптации данных современной исторической науки для преподавания истории школьникам
- ПК-4 Способен подготовить учебные тексты и методические разработки для школьных и внешкольных занятий
- ПК-5 Способен дать экспертную оценку существующей учебной литературы
Учебный план программы содержит три блока, состоящие из: 1) обязательных курсов и нескольких курсов по выбору; 2) проектной и научно-исследовательской работы, а также подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и 3) государственной итоговой аттестации, предусматривающей защиту выпускной квалификационной работы. Каждый блок учебного плана решает свою задачу.
Первый блок включает базовую часть, в которую входят курсы «История исторической науки», «Актуальные проблемы исторических исследований», «Методология исторического исследования», «Источниковедение», а также блок дисциплин по выбору, что позволяет каждому студенту сформировать индивидуальный учебный план с учетом своих потребностей и возможностей. Дисциплины по выбору анонсируются на очных сессиях. Обязательным условием обучения по программе является связь теоретических дисциплин с профессиональной и педагогической практикой студентов, а также с научно-исследовательским семинаром. Завершающим этапом обучения по программе является подготовка выпускной квалификационной работы, включающей конкретно-историческое исследование. В совокупности курсы программы покрывают все необходимые области знаний, умений и навыков, без которых невозможно преподавание школьного курса истории на уровне современных требований.
2022/2023 учебный год
Современная историческая наука в преподавании истории в школе
- КОР-1 Использует исторические источники и научную литературу для подготовки собственного конкретно-исторического исследования.
- КОР-2 Умеет обосновывать выбор методов и приемов для сбора и обработки ретроспективной информации, проверку гипотезы исследования и верифицируемости полученных результатов.
- КОР-3 Имеет навыки академического письма при изложении результатов научно-исследовательской деятельности (рецензия, презентация, эссе, статья и т.д.).
- КОР-4 Имеет навыки презентации и публичной защиты результатов проведенного исследования.
- КОР-5 Использует исторические источники и научную литературу в педагогической практике.
- проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
- анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современной исторической науки;
- представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию;
- осуществлять научную полемику в устном и письменном виде;анализировать полученную информацию с использованием современных программных средств;
- осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке;
- извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами;
- мотивировать учащихся на самостоятельную работу;
- формировать у учащихся умения и навыки восприятия исторического текста;выступать с культурно-просветительскими лекциями, участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организованных СМИ;
- готовить к публикации тексты на русском, иностранных и древних языках, в т.ч. с использованием электронных средств
Коды профессиональных компетенций:
- ПК-1 Умеет выделять верифицируемую, уникальную и повторяющуюся ретроспективную информацию.
- ПК-2 Корректно использует различные виды ретроспективной информации для создания научных реконструкций событий прошлого.
- ПК-3 Разрабатывает корректные методы адаптации данных современной исторической науки для преподавания истории школьникам.
- ПК-4 Способен подготовить учебные тексты и методические разработки для школьных и внешкольных занятий.
- ПК-5 Способен дать экспертную оценку существующей учебной литературы.
Учебный план программы содержит три блока, состоящие из: 1) обязательных курсов и нескольких курсов по выбору; 2) проектной и научно-исследовательской работы, а также подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и 3) государственной итоговой аттестации, предусматривающей защиту выпускной квалификационной работы. Каждый блок учебного плана решает свою задачу.
Первый блок включает базовую часть, в которую входят курсы «История исторической науки», «Актуальные проблемы исторических исследований», «Методология исторического исследования», «Источниковедение», а также блок дисциплин по выбору, что позволяет каждому студенту сформировать индивидуальный учебный план с учетом своих потребностей и возможностей. Дисциплины по выбору анонсируются на очных сессиях. Обязательным условием обучения по программе является связь теоретических дисциплин с профессиональной и педагогической практикой студентов, а также с научно-исследовательским семинаром. Завершающим этапом обучения по программе является подготовка выпускной квалификационной работы, включающей конкретно-историческое исследование. В совокупности курсы программы покрывают все необходимые области знаний, умений и навыков, без которых невозможно преподавание школьного курса истории на уровне современных требований.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «История в публичном пространстве и образовании»