Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу
Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.
Доклад ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие» был опубликован в январе 2019 года и представлен на конференции в Париже. В его подготовке от России участвовали сотрудники Центра изучения инноваций в образовании Института образования ВШЭ.
В докладе были проанализированы изменения, которые произошли в школах 53 стран (в том числе 47 стран ОЭСР) в течение последних десяти лет. Россия в очередной раз продемонстрировала рост по многим показателям, заняв 3 место по общему индексу в рейтинге. Впереди нас только Словения и Канада, а, например, Великобритания, Сингапур, США, Южная Корея далеко позади.
«Вид сверху»
Несмотря на то, что подобные международные доклады — это «вид сверху», без учета национального контекста, там есть над чем задуматься, считает директор Центра изучения инноваций в образовании Диана Королева. Тем более что интерес к теме образовательных инноваций в России велик — 1 апреля этого года в шестой раз стартует Конкурс инноваций в образовании (КИвО), куда ежегодно подается несколько сотен заявок, а победитель получает грант на стажировку в любой стране мира.
Основной эмпирический материал для доклада взят из международных сравнительных исследований качества образования PIRLS, PISA и TIMSS, пояснила научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Татьяна Хавенсон.
Помимо того, что в ходе этих исследований дети выполняют задания, они сами и их учителя заполняют «контекстные» анкеты, где отвечают на вопросы о своей школе, о том, как организован образовательный процесс и проч. На основе этих ответов можно делать значимые выводы о том, что происходит в школах и в классах. При этом, подчеркнула Татьяна Хавенсон, инновациями в образовании авторы доклада считают любые изменения по принципу «было — стало».
На традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 12 марта исследователи Института образования ВШЭ и приглашенные эксперты обсудили основные выводы доклада применительно к России по трем направлениям — ресурсы, практики (домашняя работа, самостоятельное обучение, активное обучение и проч.) и профессиональное развитие педагогов.
Библиотеки, компьютеры и родители
Как выясняется из доклада, российская школа динамично наращивает свои ресурсы. Наша страна «впереди планеты всей» по обеспеченности школ библиотеками (100-процентный показатель). Высок и показатель доступа к школьным компьютерам — 94%.
«На презентации доклада в Париже эти показатели с интересом обсуждались, — пояснила Диана Королева. — Оказалось, что мы не укладываемся в существующий тренд. Практически во всех странах количество школьных ресурсов уменьшается, а в России растет».
Исследователи Института образования предполагают, что проблема заключается в качестве этих ресурсов.
Школьная библиотека у нас чаще всего представляет собой место для хранения и выдачи учебников и, возможно, художественной литературы, хотя мировой тренд — превращение библиотек в креативные пространства
Та же ситуация и с компьютерами. В европейских школах есть ограничения срока службы компьютера — через определенное время его списывают как устаревший, а в российских школах используют и очень старую технику. К тому же при наличии у учеников своих гаджетов, которые можно использовать в учебном процессе на уроке, компьютеры не столь важны.
Российская школа активно задействует внешний ресурс — родителей. Показатель их вовлеченности в учебную деятельность учеников — 100%, и наши учителя считают это нормальным. А вовлеченность родителей во внеурочную деятельность (когда они ездят с классом на экскурсии, проводят профориентационные занятия и проч.) растет медленнее, чем в среднем по странам ОЭСР.
Активное обучение, домашняя работа и зубрежка
Доклад показал, что в российских школах стали больше использовать активное обучение. На уроках естествознания дети проводят эксперименты и исследования, изучают явления природы с помощью компьютерной симуляции и проч.
При этом Россия снова обогнала весь мир по интенсивности домашних заданий — учителя их задают в 98% случаев, хотя в некоторых странах этот показатель — около 8%.
«Эксперты ОЭСР утверждают, что домашние задания — устаревшая практика, но она может быть эффективной, если обсуждать и исправлять выполненные задания на уроках, устраивать взаимные проверки заданий школьниками, — сказала Диана Королева. — Обсуждать домашние задания в российских школах стали чаще, а в части самостоятельных исправлений и взаимной проверки мы по-прежнему отстаем».
Еще один вывод доклада: российские школьники стали чаще использовать компьютер для поиска информации по всем предметам, причем в начальных классах этот показатель вырос с 10 до 75%.
Кроме того, в наших школах становится больше «практик запоминания», проще говоря — зубрежки
«Мы умеем зубрить, продолжаем расти по соответствующим показателям, и среди стран ОЭСР равных нам нет», — отметила Диана Королева. Однако она уточнила, что «практики запоминания» в понимании авторов доклада — это не только привычное систематическое заучивание, в котором зарубежные коллеги не находят ничего плохого, но и систематическое применение знаний на практике.
Что с педагогами?
В докладе ОЭСР оценивалось участие педагогов в программах повышения квалификации и распространенность взаимного обучения.
Как выяснилось, выросла популярность программ по применению IT в преподавании и оценке учебных достижений, но российские учителя стали меньше участвовать в программах по содержанию обучения, методикам преподавания, тематическому планированию. «Возможно, это связано с отставанием качества программ повышения квалификации от нужд педагогов, о чем многие в России говорят», — считает Диана Королева.
Что касается взаимного обучения, здесь налицо рост. Учителя вместе обсуждают подходы к преподаванию тех или иных разделов предмета, вместе готовят учебные материалы, посещают уроки друг друга. Но вопрос о том, пришли они к этому сами или это следствие их участия в формальных программах повышения квалификации, остается открытым.
Высокие затраты
Оценивая и интерпретируя выводы доклада ОЭСР, необходимо иметь в виду, что мы имеем дело прежде всего с коллективным мнением учителей, подчеркнул научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. К тому же, по его мнению, в каждой стране по-своему понимают вопросы, так что сравнивать ответы учителей из Сингапура и из Москвы бесполезно.
Впрочем, заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева считает, что как бы ни критиковали методологию, доклад все же демонстрирует позитивные и негативные изменения в национальных системах.
Ключевой вывод применительно к России — высокая затратность нашего образования, и об этом прежде всего свидетельствуют практики вовлечения родителей в учебный процесс
Кроме того, считает она, выполняя домашние задания, дети впустую расходуют учебное время. При этом система повышения квалификации не учит учителей методикам преподавания, предпочитая «развлекать» их информационными технологиями вне связи с учебными предметами.
Галина Ковалева утверждает, что усиление зубрежки объясняется требованиями государственной итоговой аттестации — ЕГЭ и ОГЭ. По ее мнению, унифицированные экзамены затормозили развитие российской школы, что найдет отражение в последних международных сравнительных исследованиях качества образования, результаты которых будут представлены в ближайшее время.
Перспективы
И все же на предстоящие десять лет прогноз экспертов в части изменений в российских школах скорее оптимистичен.
По мнению Александра Уварова, профессора кафедры информационных технологий Института детства МПГУ, благодаря компьютерам и другим цифровым инструментам будет расти персонализация образования. Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в образовании» Московской высшей школы социальных и экономических наук, считает, что повышение квалификации будет в большей мере учитывать потребности учителей. А Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России, предсказывает снижение роли формальных систем и институтов в развитии школы.
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Королева Диана Олеговна
Директор Центра изучения инноваций в образовании
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики