Концепция научно-исследовательского семинара
Магистерская программа предполагает значительный объем научно-исследовательской и научно-педагогической работы студентов, основной формой реализации которой выступает научно-исследовательский семинар. Научная деятельность в рамках магистерской программы нацелена на формирование у студентов исследовательских и педагогических компетенций и их практическую реализацию. Концепция научно-исследовательского семинара определяет цели, порядок организации и основные формы проведения научно-исследовательского семинара, а также основные направления научных исследований.
Целью научного семинара является обеспечение высокого качества научных исследований по проблемам методики преподавания истории в школе, формирования, трансляции, рецепции и применения научного исторического знания в педагогической практике и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций, тематика которых будет сосредоточена как на собственно исследовательские, так и на инструментальные сюжеты. Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрами опыта использования исторических источников и научной литературы с педагогической практике, формирования и аргументации собственной позиции, квалифицированной адаптации и трансляции научного исторического знания.
Задачи научно-исследовательского семинара:
- обобщение опыта отечественных и зарубежных педагогов в области преподавания истории в школе;
- формирование у студентов представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации;
- обеспечение необходимой методологической и методической подготовки магистра в соответствии с целями и задачами его магистерской диссертации;
- формирование навыков научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, включающей в себя работу с источниковыми базами, реферирование научной литературы и интерпретацию получаемых результатов;
- введение в междисциплинарные практики исследования, знакомство с основными релевантными концепциями разных социальных и гуманитарных наук;
- выработка навыков ведения научных дискуссий и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (подготовка уроков, написание докладов и статей, выступления на конференциях);
- формирование навыков участия в научно-исследовательских проектах по тематике магистерской программы, включая навыки администрирования проектной работы.
Важнейшая задача семинара – сделать научную работу преподавателей и студентов не просто базовым элементом учебного процесса, но и местом практического освоения достаточно сложных курсов данной магистерской программы, апробации разрабатываемых новых подходов, приемов и методик преподавания истории в школе.
Порядок организации семинара
Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Он предусматривает регулярные заседания по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Ответственность за организацию несет координатор магистерской программы.
В рамках научного семинара реализуются различные формы работы со студентами:
- заслушивание лекций ведущих отечественных и зарубежных педагогов по проблемным полям, методологии и методам научных и прикладных исследований в области методики преподавания школьного курса истории, основных институтов производства научного исторического знания и форм его трансляции;
- обсуждение тематики курсовых работ студентов магистратуры первого года обучения;
- рассмотрение тем магистерских диссертаций с учетом представленных студентами обоснований;
- представление на заседаниях семинара развернутых планов магистерских диссертаций.
Для студентов первого года обучения семинар начинается с выступлений преподавателей магистерской программы, проведения мастер-классов ведущих педагогов, которые делятся опытом своей собственной работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и полученными результатами. Акцент делается на методы и подходы, использованные в педагогической деятельности. Это поможет студентам выбрать тему курсовой работы, а в будущем и магистерской диссертации.
В течение всего периода обучения в семинаре ведется работа по изучению основных работ по предлагаемым в программе курсам. Параллельно ведется индивидуальная работа по темам студенческих курсовых, а затем и магистерских диссертаций с обсуждением на семинаре промежуточных результатов каждого исследования, его проблемного поля, сложностей в работе, концептуальных вопросов и форм презентации научных результатов, а также апробация разрабатываемых методик на практике.
Примерная структура исследовательского семинара
Первый год обучения
- 1 модуль – «Исследовательская лаборатория по методике преподавания» (требования к магистерским курсовым работам, их структура, оформление, определение тем, составление проспекта, выбор методологии и методов для прикладного исследования).
- 2 модуль – «Диагностика научного состояния темы» (составление библиографии исследовательской темы, работа в электронных информационных ресурсах, в каталогах библиотек, использование возможностей библиографических справочников и энциклопедий; создание тематической базы данных и персонального каталога).
- 3 модуль – «Источники изучения темы» (подготовка реферативных обзоров, анализ историографических тенденций, написание рецензий).
- 4 модуль – «Исследовательские подходы к теме» (выделение концепций; выбор методологии; определение релевантности исследовательской рамки; анализ дискурсов).
Второй год обучения
- 1 модуль «Методика преподавания истории как исследовательский объект» (как разрабатываются методики преподавания; назначение таких исследований; научные стандарты профессии; исследовательская этика и ее нарушения).
- 2 модуль «Круглые столы и иные формы обсуждения рукописей и публикаций» (приглашение ведущих методистов для коллективного анализа результатов их исследований).
- 3 модуль «Обсуждение состояния проводящегося исследования».
- 4 модуль «Правила и репетиция публичной защиты» (вступительное слово, логика защиты, система аргументация и ответы на вопросы, ритуал защиты).
Отчетность студентов по семинару
В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты в соответствие с учебным планом. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.
Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценок результатов, отражающих различные этапы выполнения курсовой работы, презентаций, выступлений с докладами и сообщениями и участия в коллективных обсуждениях. При этом учитываются работа в научно-исследовательских проектах, публикации статей, выступления на научных конференциях по проблематике семинара.
Обязательными для студента первого года обучения являются:
- представленный на семинаре проект курсовой работы;
- реферат с обзором научной литературы по выбранной теме;
- представленная для обсуждения в ходе предзащиты курсовая работа.
- работа в научно-исследовательском проекте.
За второй год обучения студент обязан представить для обсуждения и одобрения на семинаре:
- информационный отчет о проводимых исследованиях;
- программу магистерского исследования.
Представляемые материалы должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. Каждое представление материала на заседаниях семинара должно сопровождаться дискуссией.
Курсовая работа и магистерская диссертация оцениваются отдельно от работы в научно-исследовательском семинаре.
Руководство семинаром
Руководитель семинара осуществляет общую координацию по его организации и проведению. Руководитель организует и формирует совет семинара из числа профессоров и ведущих доцентов кафедр факультета истории и Института развития образования НИУ ВШЭ. Совет разрабатывает программу семинара, контролирует содержательное наполнение семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению его руководителя.
Общая ответственность за проведение семинара возлагается на руководителя магистерской программы.