• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция магистерской программы

 Концепция магистерской программы

Цель программы

Образовательная программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» по подготовке магистров в области международных отношений нацелена  на подготовку специалистов для работы во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере. С этой целью в основу программы заложено обучение методам комплексного анализа политико–экономических проблем и тенденций развития международных отношений, изучение политических и экономических проблем важнейших регионов мира. Особый акцент в программе сделан  на вопросах усиления взаимосвязей между экономикой и политикой в современных международных отношениях. Программа является логичным продолжением бакалавриата по направлению Международные отношения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Отдельное внимание в рамках программы  уделяется подготовке специалистов, способных отстаивать интересы государственного и частного сектора РФ по двум важнейшим для страны региональным направлениям:

  • В отношениях с Европейским союзом (направление «Европейские исследования») — главным внешнеэкономическим партнером и цивилизационным ориентиром России.
  • В отношениях со странами Азии (направление «Азиатские исследования»), стремительно растущими экономическими и политическими игроками, наращивание взаимодействия с которыми станет одним из центральных направлений российской внешней и внешнеэкономической политики в первой четверти XXI века.

Программа на данном этапе включает две специализации: «Азиатские исследования» и «Европейские исследования».

В целом необходимость подготовки магистров в области международных отношений (МО)  вызвана  лавинообразным ростом проблем и рисков, с которыми сталкиваются на международной арене российские участники МО, круг которых в последние десятилетия расширился и качественно изменился за счет  негосударственных структур из сферы бизнеса, гуманитарных и межкультурных обменов,  сетевых  коммуникаций и т.д.

Выпускники программы — магистры в области международных отношений, будут востребованы  в структурах государственного управления Российской Федерации,международных организациях, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, частных компаниях и неправительственных организациях, средствах массовой информации.  Учитывая то, что в программе особое значение придается проблемам экономического измерения международных отношений, выпускники могут выступать в качестве  экспертов в сфере отношений российского и международного бизнеса с органами государственной власти, специалистов по внешнеполитическому обеспечению предпринимательской деятельности, имеющих глубокие знания в сфере международных отношений, мировой экономики и мировой политики, отношений России со странами Европы и Азии.

Существующие в России магистерские программы по направлению «Международные отношения» ориентированы в большей степени на глубокое осмысление теории и практики международных отношений. Вместе с тем, они весьма незначительное внимание уделяют все более актуальным вопросам усиления взаимосвязи между мировой экономикой и мировой политикой, не касаются комплексного экономического и политического анализа тенденций и процессов, происходящих в международной сфере.

Так, магистерская программа «Международные отношения» МГИМО имеет три направления («Мировая политика» со страновым акцентом, «Международная политика и транснациональный бизнес» и «Внешняя политика и дипломатия России») которые отвечают ведомственному характеру и задачам МГИМО.  Магистерская программа «Международные отношения» СПбГУ носит достаточно эклектичный характер и направлена на подготовку либо научно – исследовательского персонала для сферы науки и вузов, либо сотрудников зарубежных компаний.

Предлагаемая магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», направлена на подготовку уникальных экспертно – аналитических кадров, по своему содержанию не имеет аналогов в российской высшей школе и востребована рынком.

Место программы в образовательной концепции факультета

Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» является преемницей и естественным этапом совершенствования открытой в 2008 г. магистерской программы «Международные отношения и европейские исследования» и выступает как завершающая ступень формирования  в рамках факультета мировой экономики и мировой политики ГУ – ВШЭ целостной трехуровневой образовательной системы – «бакалавриат – магистратура – аспирантура» по направлению «Международные отношения». Нацеленность факультета на формирование на своей основе одного из ведущих образовательных центров по подготовке профессионалов в области мировой экономики и международных отношений обуславливает необходимость развития трех ступеней обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Наличие в рамках  магистратуры 2 географически-функциональных специализаций/направлений  «Азиатские исследования» и «Европейские исследования» создает возможности для получения учащимися глубоких знаний по 2 наиболее важным во внешней и внешнеэкономической политике России регионам мира, а также расширяет спектр магистерской подготовки, позволяя учащимся выбрать наиболее приемлемую формулу получения знаний.

Базой для развития магистратуры «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» является бакалавриат «Международные отношения», первый курс которого приступил к занятиям в 2008 году.  Соответственно целевой аудитории сформулированы правила приема, в программе выделен блок элективных экономических курсов, изучение которых должно помочь студентам освоить необходимый минимум экономических знаний. В дальнейшем, с появлением выпускников собственного бакалавриата по МО программа введет дополнительный фильтр для приема абитуриентов и ужесточит требования к экономическим и математическим знаниям студентов.

Представленная программа предполагает широкое поле для развития комплексного сотрудничества с зарубежными вузами, которое на данный момент, в условиях отсутствия соответствующей площадки, приводит только к достижению точечных краткосрочных договоренностей.

Требования к выпускникам магистерской программы

В соответствии с Европейской системой квалификаций (ЕСК) требования к уровню подготовки магистров базируются на суммировании результатов обучения, включающих  знания, умения,  широкие компетенции, в том числе личностные и профессиональные характеристики готовности к профессиональной деятельности  в сфере международных отношений.

Общие компетенции выпускника магистратуры«Международные отношения: европейские и азиатские исследования» разделяются на три категории:

  • Инструментальные компетенции включают методологические способности, умение организовывать время, выстраивать стратегии самообучения и научно-исследовательской деятельности, технологические навыки, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические навыки, коммуникативные компетенции.
  • Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.
  • Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Процесс формирования данной компетенции строится на принципе системности и комплексности подхода к предмету изучения с акцентом на практическую аналитическую и экспертную  деятельность.

Достижение соответствующей магистерскому уровню квалификации предусматривает, что выпускники должны обладать  способностями проводить  аналитическую обработку внешнеполитической и международной экономической информации, разработки соответствующих прогнозно-аналитических рекомендаций по вопросам деятельности государственных органов и бизнес — структур, участвующих в проведении внешней политики и реализации международных связей, в том числе дипломатических, торгово-экономических, научных, образовательно-информационных, культурных и других современных двусторонних и многосторонних коммуникационных обменов и отношений, обеспечивать экспертное сопровождение международных экономических и политических проектов и программ,  представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, аналитических и информационно-аналитических записок, позиционных материалов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с современными требованиями.

Актуальность программы

Качественная трансформация международных отношений во второй половине XX века, выражающаяся в том числе в процессах глобализации, привели к взаимосвязи между политическими и экономическими процессами, экономизации внешней политики и политизации международных  экономических отношений.

Существенно меняется состояние международной среды – растет число государств и международных институтов. Дополнительным вызовом становится стремительное увеличение действующих лиц в международных отношениях – относительная их демократизация по сравнению с имперским или жестким блоковым миропорядком. Налицо процесс возникновения новых участников международной жизни – неправительственных организаций, транснациональных компаний, сетевых игроков, в т.ч. криминальных и террористических группировок.

Самой важной проблемой, с которой сталкивается современный мир, является крайне нестабильное и хаотичное состояние структуры мировой экономики и политики. Следствиями усиления вмешательства государства в экономику, как единственного пока ответа на нестабильность, становится, возвращение хозяйствующим субъектам гражданства и связанных с этим обязанностей. Происходит последовательная политизация международных экономических отношений и рассмотрение вопросов экономического и социального развития через призму обеспечения национальной безопасности.

Непосредственная угроза, проистекающая из этой нестабильности, – многократно повышающийся риск возникновения вооруженных конфликтов и повышение роли вопросов традиционной безопасности в межгосударственных отношениях. Причина нестабильности – продолжающийся процесс приспособления государств, в первую очередь – ведущих держав, к новым реальностям, порожденным процессом глобализации. Смысл этих реальностей – приобретение отдельными видами связей между элементами международной системы, в первую очередь – в области экономики, качественно новых форм. Определяющей характеристикой этих форм является их низкая контролируемость со стороны государств.

Одновременно рост экономической мощи и политического потенциала крупного бизнеса и глобализация мировых рынков придает международным отношениям ярко выраженный экономический характер. Изменение роли ТНК, приобретение ими признаков субъектов мировой экономики и мировой политики, стимулируют усложнение экономических и политических аспектов международных отношений. Параллельно отмечается рост стремления крупного международного бизнеса напрямую или через сотрудничество с органами государственной власти влиять на процессы происходящие в международных отношениях.

В контексте всех вышеуказанных проблем и с целью обеспечения национальных интересов России, как на государственном, так и на негосударственном уровне, в рамках магистратуры «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» ставится задача подготовки специалиста нового качества, способного прогнозировать основные направления развития мировой политики и экономики, а также анализировать изменения на мировых рынках, происходящие под воздействием политических и экономических факторов. В основе подготовки заложено изучение наиболее важных проблем, и современных тенденций  развития теории международных отношений.

Особое внимание в рамках программы уделяется изучению изменений в международных отношениях, происходящих в контексте и под воздействием процессов глобализации. В этой связи, программа ориентирована на изучение проблематики глобального управления, включая международное экономическое и политическое регулирование (в т.ч. роль национального государства, проблема государственного суверенитета, регулирующие институты, правила, нормы и ценности).

Актуальность создания предлагаемой программы  заключается в необходимости насыщения государственных и негосударственных структур, занятых внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью,  специалистами, знания и компетенции которых выходят за пределы узкоспециализированной подготовки (бакалавр в области международных отношений, экономист – международник) и сочетают в себе профессиональный подход к анализу и прогнозу развития международной системы в целом при углубленном знании отдельных, наиболее важных в контексте внешней и внешнеэкономической политики России регионов. Как государственному, так и частному сектору сегодня требуются люди, способные  представлять интересы российского государства и компаний за рубежом или иностранного бизнеса в России и одинаково хорошо владеющие как политической, так и экономической проблематикой международных отношений.

Выпускник программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», магистр в  области международных отношений, должен обладать, как углубленным знанием отдельных регионов (Европа и Азия), так и  целостным  восприятием политико-экономических процессов в международной жизни и быть способен  к активной деятельности в межгосударственной сфере и международном бизнесе.

Руководитель программы — Караганов С.А.

 

Специализация «Азиатские исследования»

В настоящее время развитие международной обстановки в Азии, главным образом – в  Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) – оказывает существенное влияние на характер основных экономических и политических процессов современного мира. Основная причина – высокий динамизм как экономического развития отдельных стран и территорий АТР, так и их взаимного сотрудничества по линии торговых, инвестиционных, производственных и технологических обменов. Отметим и наиболее ярко проявляющиеся именно в Тихоокеанской Азии процессы постепенного размывания «американоцентричной однополярности», причиной чего стало усиление Китая и активизация его политики на азиатско-тихоокеанском направлении. В обозримой перспективе вышеуказанные тенденции с высокой долей вероятности получат дельнейшее развитие. 

В таких условиях Россия логично стремится наращиватьсотрудничество с дальневосточными соседями и более активно участвовать в процессах азиатско-тихоокеанского регионализма, усматривая в таком взаимодействии важный фактор экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Осознание такой необходимости подкрепляется практическими шагами, наиболее показательными примерами чего можно считать проведение второго саммита РФ – АСЕАН на высшем уровне (2010 г.), согласование вопроса о присоединении России к Саммиту Восточноазиатских стран (2011 г.) и подготовка к проведению саммита АТЭС во Владивостоке (2012 г.).

Сказанное выше объективно диктует необходимость подготовки специалистов, понимающих специфику основных международных экономических и политических процессов Тихоокеанской Азии, характер вызовов, стоящих перед этим регионом, и  перспективы его развития. Такой кадровый резерв будет востребован какгосударственными структурами, причастными к анализу, формированию и проведению внешнеполитического курса России на азиатско-тихоокеанском направлении, так и крупными компаниями, разрабатывающими перспективные рынки расположенных там стран и территорий. 

С учетом отмеченных факторов, специализация «Азиатские исследования» магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ является логичным и своевременным шагом. Программа специализации носит комплексный и целостный характер, охватывая наиболее значимые процессы Тихоокеанской Азии по линии экономики, политики и безопасности.

Из наиболее важных преимуществ специализации можно выделить освещение широкого спектра вопросов, имеющих как «субрегиональную/страновую», так и «концептуальную» направленность, а также углубленный анализ влияния рассматриваемых процессов на интересы Российской Федерации. В качестве официального зарубежного партнера в реализации специализации выступает Восточно-китайский нормальный университет (г. Шанхай).

Руководитель специализации — Е.А. Канаев

 

Специализация «Европейские исследования»

Специализация «Европейские исследования» направлена на подготовку исследователей и специалистов – практиков для работы во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере с особым приоритетом на сотрудничество с институтами и учреждениями Европейского союза, предприятиями и некоммерческими объединениями на территории Европейского союза, как в рамках отношений Россия – Европейский союз в области политики, экономики и гуманитарных связей, так и в более широком международном контексте.

Специализация направлена на подготовку российских специалистов, имеющих глубокие знания о такой важной и специфической среде как Европейский союз и выстраиваемая им система политических и экономических отношений с партнерами. Такая подготовка сформирует у выпускников способность эффективно взаимодействовать с ЕС, как в широком международном контексте (ВТО, ООН и т.д.), так и на уровне отношений Россия – Евросоюз, а также  связей России с отдельными странами-членами Евросоюза.  Основа этой подготовки - углубленные знания и квалификации по институтам, учреждениям и праву Европейского союза, умение организовать взаимодействие с соответствующими институтами и защитить интересы России как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов и некоммерческого сектора. 

Необходимость подготовки магистров – специалистов по европейской интеграции, политике и администрации в современной России вызвана ростом контактов с Европейским союзом как на государственном, так и на частном уровне.  Потребность в таких специалистах сегодня постоянно растет, что подтверждается поддержкой, которую предложение о создании магистерской специализации получило со стороны МИД РФ, РСПП и Координационного совета предпринимательских союзов России. 

На мировой арене Евросоюз выступает для России одним из полюсов многополярного мира. Более 50% товарооборота России приходится на страны-члены Европейского союза. Европейский союз – главный партнер России в энергетических отношениях. Россия активно взаимодействует с Евросоюзом в международных форумах (ВТО, Большая восьмерка (в экономических и, часто, политических вопросах)). Граждане России испытывают влияние шенгенских правил, а также сотрудничества стран-членов Евросоюза в области иммиграции, свободного передвижения, вопросах гражданского и уголовного права. При этом слабое знание правил и процедур, а также модальностей управления в Европейском союзе ставят российских участников политических и экономических отношений в заведомо невыгодное положение и негативно сказываются на общей результативности их действий. 

Все вышеописанное делает необходимым подготовку профессиональных специалистов – практиков по Евросоюзу для различных сегментов экономики, правительственных структур и некоммерческих объединений обуславливает актуальность создания специализации.

Руководитель специализации — Т. В. Бордачев

 

Общая характеристика содержания программы и учебного плана

Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» разработана на основании государственного образовательного стандарта по направлению Международные отношения 2003 г. и формируется из обязательных специальных дисциплин, курсов по выбору студента и научно-исследовательской работы. Курсы по выбору студента содержательно дополняют обязательные специальные дисциплины и позволяют обучающимся получить дополнительную специализацию по более узким вопросам.

Программа предполагает двухгодичное обучение.  При этом второй семестр второго года обучения полностью посвящен практической работе студентов, включающей подготовку  магистерской диссертации. 

Подготовка студентов проводится по индивидуальному плану. Дисциплины делятся на обязательные, адаптационные, специальные  и  по выбору. Слушателям магистерской программы предлагаются следующие дисциплины:

Ядро программы:

  1. Международная политическая экономия
  2. Методология исследований международных отношений и внешней политики
  3. Мировая политика и международные экономические отношения

Адаптационные дисциплины

  1. Современные проблемы международных отношений
  2. Основы экономического и статистического анализа мировой экономики

Специализация «Азиатские исследования»

  1. Северо-Восточная Азия в глобализирующемся мире: экономика, политика, безопасность
  2. Китай и АСЕАН как субъекты региональной политики и экономики
  3. Восточноазиатский тип капитализма как модель модернизации
  4. Научно-исследовательский семинар «Политико-экономический анализ международных отношений в Азии»

Специализация «Европейские исследования»

  1. Европейская политика и институты Европейского союза (теория и практика государственного управления  в институтах и учреждениях ЕС)
  2. Внутренний рынок и право Европейского союза
  3. История и теория европейской интеграции
  4. Научно-исследовательский семинар «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза»

Специальные дисциплины по выбору

  1. Условия деятельности предприятий и представительство интересов в Европейском союзе
  2. Социальное государство перед вызовами глобализации и миграции
  3. Международные связи и энергетическая политика Европейского союза
  4. Отношения Россия – Европейский союз
  5. Восточноазиатская идентичность как социокультурный феномен: экономический аспект
  6. Эволюция концепций и практика регионализма в АТР
  7. Угрозы безопасности странам и территориям АТР и возможности их нейтрализации
  8. Неправительственные организации и бизнес в международных отношениях
  9. Международное публичное право
  10. Международная безопасность
  11. Политика и экономика США и Канады
  12. Политика и экономика стран Латинской Америки
  13. Политика и экономика стран постсоветского пространства

 

Основными формами обучения в магистерской программе являются:

  • лекции, на которых рассматриваются основные теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших проблем и вариантов их исследования;
  • семинарские занятия, на которых обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемого материала, проводятся презентации и дебаты, а также ведется работа по групповым исследовательским проектам;
  • подготовка самостоятельных работ, докладов по ключевым проблемам международных отношений;
  • исследовательские индивидуальные и групповые проекты, нацеленные на научную и практическую разработку конкретных проблем международных отношений;
  • конференции / научно-исследовательские семинары, на которых происходят презентации результатов исследовательских проектов, курсовых и других самостоятельных работ студентов;
  • методологические семинары как форма обсуждения научных концепций, гипотез и современных исследовательских методов изучения международных  отношений;
  • самостоятельная работа студентов по изучению и освоению теоретического и практического учебного материала в ходе написания домашних заданий, эссе, подготовки к семинарам, исследовательские проекты и курсовые работы;
  • консультации преподавателей и специалистов для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического учебного материала;

 

Условия поступления

Лица, желающие освоить программу «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.

Для успешного обучения на программе необходимо на момент поступления на программу «Международные отношения: европейские и азиатские исследования»:

  • свободно владеть английским языком с тем, чтобы осваивать большие объемы научной литературы и юридических документов (в качестве вступительного испытания предлагается экзамен по иностранному языку, содержащий две части: письменную (перевод) и устную (дискуссия));
  • иметь базовые знания по новейшей истории, политологии и экономике (в качестве вступительного испытания предлагается экзамен по новейшей истории, основам истории политических учений и мировой политики в письменной форме).

Для лиц, имеющих иное высшее профессиональное образование, нежели диплом бакалавра / специалиста по направлениям «Регионоведение», «Международные отношения», предусматриваются адаптационные курсы в начале обучения.

 

Формы контроля

Итоговый контроль знаний студентов будет проводиться в форме письменных экзаменов и дифференцированных зачетов. Государственные аттестационные испытания заключаются в защите магистерской диссертации. 

 

Возможности продолжения образования

Магистр в области международных отношений подготовлен к обучению в аспирантуре.

Продолжить обучение на базе ГУ-ВШЭ выпускник программы может по следующим научным специальностям:

07.00.03 — Всеобщая история (соответствующего периода);

07.00.15 — История международных отношений и внешней политики;

08.00.14 — Мировая экономика;

12.00.10 — Международное право, Европейское право;

12.00.03 — Гражданское  право;  предпринимательское  право;   семейное   право; международное частное  право

23.00.01 — Теория политики, история и методология политической науки;

22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы

23.00.02 — Политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические технологии;

23.00.04 — Политические проблемы международных отношений и глобального развития.

 

Кадровая база магистратуры

Для обеспечения функционирования  магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» на требуемом  уровне потребуется максимальное использование научного и преподавательского потенциала факультета мировой экономики и мировой политики,  отдельных кафедр ГУ - ВШЭ, а также приглашенных на условиях совместительства профессоров МГИМО, МГУ и научных кадров ИМЭМО, Института Дальнего Востока РАН, Института США и Канады РАН, Института Европы РАН и т.д.  

 

Потенциальные места трудоустройства выпускников программы

Сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», включает следующие возможные места трудоустройства магистров:

  • российские и международные компании;
  • зарубежные представительства российских фирм;
  • некоммерческие организации (фонды, советы и пр.);
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • аналитические и консалтинговые центры;
  • PR-агентства;
  • научно-исследовательские структуры;
  • средства массовой информации;
  • образовательные учреждения.

 

Руководитель программы, профессор — С.А. Караганов