• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Перспективы европейской интеграции в условиях современного международного порядка"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель научно-исследовательского семинара выработать у магистрантов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и выпускной квалификационной работы и обеспечить высокое качество научных исследований по выбранной проблеме исследования в отдельном регионе специализации. Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрантами опыта участия в научных дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции. Задачи научно-исследовательского семинара: 1. Формирование у магистрантов представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы курсовой работы и магистерской диссертации; 2. Координация усилий и обобщение опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области международных отношений по выбранной проблеме исследования в отдельном регионе специализации; 3. Обеспечение необходимой методологической и методической поддержки курсовой работы и выпускной квалификационной работы в соответствии с их целями и задачами; 4. Выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований, а также возможностей их практической реализации в сфере международных отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель научно-исследовательского семинара состоит в выработке у студентов навыков, знаний и умений исследовательской и информационно-аналитической работы (на примере подготовки курсовой работы на первом курсе и магистерской диссертации на втором по тематике европейской интеграции). Данная цель определяет следующие задачи НИС: 1) Проведение среди студентов профессиональной ориентационной работы, позволяющей им выбрать направление и тему исследования; 2) Систематизация представлений о направлениях эволюции и ключевых тенденциях развития европейской интеграции; ее идеологических параметрах; институциональной основе; основных механизмах; влиянии процесса интеграции на партнеров; места европейской интеграции в глобальных процессах развития; 4) Формирование системных представлений об основных теоретических подходах к изучению европейской интеграции, концепциях и парадигмах; 5) Выявление и обсуждение ключевых вызовов, стоящих на сегодня перед Европейским союзом и его странами–членами и важных для внешней политики и политики безопасности России, а также современных тенденций изучения европейской интеграции; 6) Обучение студентов навыками академической и информационно-аналитической работы, включая формулирование цели и задач (технического задания), подготовку и проведение исследований, написание текста научных и информационно-аналитических работ, представление результатов в различных форматах (в т.ч. презентация, подкаст, устное выступление и т.п.); 7) Выработка у студентов специфических навыков, знаний и умений, связанных с необходимостью информационно-аналитического взаимодействия с бизнесом и органами государственной власти в России и за рубежом; 8) Выработка навыков академического и экспертного письма на русском и английском языках; 9) Выработка у студентов навыков научной дискуссии (экспертного обсуждения), в т.ч., через обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
  • В результате освоения дисциплины обучающиеся сформируют следующие знания и навыки (на примере исследования современного Евросоюза и его стран–членов как части Коллективного запада): • формулирование проблемы исследования; • формулирование теоретической и практической актуальности исследования; • понимание различий между актуальностью и новизной исследования; • формулирование исследовательского вопроса, цели и задач, гипотез исследования; • построение стратегии исследования; • проведение и написание обзора литературы по теме исследования; • сбор, систематизация, профессиональная оценки и описание эмпирических данных; • поиск нарративов для интерпретации результатов анализа; • выявление причинно-следственных связей для интерпретации; • понимание отличий эмпирических данных от научно-исследовательской литературы; • определения потенциала, возможностей и ограничений теорий и методов при проведении исследований; • выбор теоретической рамки для исследования; • отбор и применение релевантных исследовательских методов; • формирование структуры исследовательской работы; • особенности написания научного текста • представление результатов исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать, что такое объект и предмет. Быть способным сформулировать их для своего исследования.
  • Уметь формулировать актуальность и новизну собственного исследования.
  • Понимать массив научной литературы в области европейской интеграции, уметь в ней ориентироваться и искать исследования по своей тематике.
  • Уметь выделять источники эмпирических данных, необходимые для собственной работы
  • Ориентироваться в массиве теорий и концепций европейской интеграции.
  • Уметь формулировать теоретическую основу собственного исследования.
  • Владеть широким спектром методологий.
  • Ориентироваться в этом многообразии и выбирать методы, соответствующие цели, задачам и теоретической основе.
  • Знать виды гипотез
  • Понимать процедура исследования
  • Владеть стратегиями исследований и уметь их формулировать для целей собственного исследования
  • Уметь находить, собирать, обрабатывать и систематизировать данные с целью доказательства / опровержения гипотез, поставленных в соответствии с целью и задачами исследования, а также на основе сформулированной теоретической базы.
  • Уметь излагать результаты своего исследования в научном тексте.
  • Понимать разнице и специфику научного текста.
  • Уметь представлять результаты исследования
  • Уметь представлять результаты своего исследования в различных форматах и аудиториях.
  • Владеть навыками дискуссии по результатам своего исследования.
  • Уметь корректировать свои исследования на основе полученных отзывов, критики, рецензий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Тема, объект, предмет, цели и задачи исследования в области европейской интеграции
  • Тема 2. Обзор источников и научной литературы в области европейской интеграции
  • Тема 3. Теоретический плюрализм и место исследования в нем в области европейской интеграции
  • Тема 4. Связь теорий европейской интеграции, исследовательских методов и эмпирических данных
  • Тема 5. Гипотезы, процедуры и стратегии исследования
  • Тема 6. Поиск, отбор, анализ эмпирических данных
  • Тема 7. Академическое письмо. Экспертное письмо. Навыки презентации.
  • Тема 8. Презентация итоговых результатов исследования и их обсуждение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание краткого обзора литературы по теме исследования
  • неблокирующий Написание краткого обзора теоретической базы исследования и ее обоснование
  • неблокирующий Написание краткого обоснования методологической базы исследования и ее обоснование
  • неблокирующий Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Презентация итоговых результатов исследования
    Экзамен проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Написание краткого обзора литературы по теме исследования* 0.1 +Написание краткого обзора теоретической базы исследования и ее обоснование *0,1+Написание краткого обоснования методологической базы исследования и ее обоснование * 0,1+ Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования* 0.1 +Работа на семинарских занятиях* 0.2 +Презентация итоговых результатов исследования *0.4
  • 2024/2025 4th module
    Написание краткого обзора литературы по теме исследования* 0.1 +Написание краткого обзора теоретической базы исследования и ее обоснование *0,1+Написание краткого обоснования методологической базы исследования и ее обоснование * 0,1+ Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования* 0.1 +Работа на семинарских занятиях* 0.2 +Презентация итоговых результатов исследования *0.4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Luigi Curini, & Robert Franzese. (2020). The SAGE Handbook of Research Methods in Political Science and International Relations. SAGE Publications Ltd.
  • Богатуров, А. Д. Международно-политический анализ : монография / А. Д. Богатуров. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 208 с. — ISBN 978–5–7567–0951–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Методы политических исследований : учеб. пособие для вузов, Боришполец, К. П., 2005
  • Методы политических исследований : учеб. пособие для вузов, Боришполец, К. П., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лебедева, М. М., Мировая политика : учебник / М. М. Лебедева. — Москва : КноРус, 2020. — 254 с. — ISBN 978-5-406-07470-1. — URL: https://book.ru/book/932579 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • ЧУЙКОВА ЭЛИНА СЕРГЕЕВНА. (2016). Академическое Письмо: Какое Содержание Актуально Для России? Высшее Образование в России, 12.

Авторы

  • Аликин Артём Анатольевич
  • Романова Татьяна Алексеевна