Концепция научно-исследовательского семинара
Научно–исследовательская работа учащихся магистратуры «Международные отношения» формализуется в рамках многопланового научно – исследовательского семинара «Политико-экономический анализ международных отношений», являющегося неотъемлемой частью базового учебного плана магистратуры. В рамках семинара должны быть сформированы следующие навыки и компетенции:
- способность к анализу и синтезу;
- умение организовать поиск и анализировать информацию из различных источников;
- способность применять полученные теоретические знания в научно–исследовательской работе;
- способность к генерации новых идей;
Учитывая специфику магистратуры «Международные отношения», научно - исследовательский семинар призван закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической и экспертной деятельности. Сочетание высокого уровня научно–исследовательской и экспертно-аналитической работы должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в научно–исследовательском семинаре.
Задачи научно-исследовательского семинара:
- Содействие в определении учащимися сферы научного поиска, формировании тем исследований;
- Использование на практике теоретических знаний по организации поиска и первичного анализа информационных материалов, формированию источниковой базы;
- Закрепление у обучающихся в магистратуре навыков исследовательской и экспертно – аналитической работы над собранным материалом;
- Обучение навыкам подготовки экспертно – аналитических обзоров, научных статей и докладов;
- Обучение методике комплексного международного экономического и политического анализа;
- Выработка навыков экспертно – аналитического сопровождения международной государственной и негосударственной, включая коммерческую, деятельности органов государственной власти РФ, общественных организаций и российских бизнес – структур в России и за рубежом;
- Обучение методике ведения научных диспутов, дискуссий, презентаций и обсуждений.
Финальная цель семинара – закрепить у обучающихся по магистерской программе «Международные отношения» методы и приемы экспертно – аналитической и научно – исследовательской работы, адаптировать их к условиям современного научного поиска в сфере международных отношений и мировой политики в формате комплексного международного экономического и политического анализа, облегчить переход от систематического учебного процесса к комплексному учебно-научному усвоению материала.
Формы работы на семинаре
Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Время, выделяемое на проведение НИС, делится на аудиторные занятия и самостоятельную работу учащихся в пропорции 30:70, что является наиболее приемлемым для семинарских занятий, где основное внимание должно уделяться анализу
Работа НИС формируется из двух циклов деятельности:
- Подготовка магистерской диссертации;
- Формы научно-исследовательского семинара.
Основные задачи, решаемые на первом году работы в НИС связаны с выбором темы исследования, обучением методике научного поиска и анализа собранного материала.
Основные формы обучения в данный период: мастер – классы ведущих профессоров, экспертные семинары, проектно/методологические семинары и тренинг - анализы. Обсуждение результатов индивидуальной работы на первом году обучения должно проходить в форме дискуссионных клубов.
Первый год обучения по программе НИС завершается подготовкой курсовой работы. Курсовая работа является завершением экспертно – аналитического этапа подготовки и включает в себя основные разделы экспертной оценки собранного материла и его политического анализа.
Тема курсового проекта должны быть скорректирована с учетом темы магистерской диссертации, подготавливаемой на втором году обучения в магистратуре.
На втором году основными формами обучения должны стать проектно/методологические семинары и индивидуальная работа научных руководителей с обучающимися по темам магистерских диссертаций. Обсуждение результатов индивидуальной работы на втором году обучения должно проходить форме научных диспутов по выбранной теме.
Отчетность студентов по НИС
В качестве рубежного контроля НИС предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по НИС приравнивается к обычной академической задолженности.
- Оценка студента по НИС формируется из оценки
- Текстов, отражающих разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией;
- Презентаций в ходе публичных обсуждений на НИС;
- Участия/выступления на дискуссионных клубах и на научных диспутах.
За 1-й год обучения студент обязан представить:
1. Проект курсовой работы (3-й модуль);
2. Обзор литературы и источников по теме – реферат (3-й модуль)
3. Курсовую работу для прохождения обсуждения и получения оценки (4-й модуль)
За 2-й год обучения студент обязан представить:
1. Развернутый план диссертационной работы (1-й м)
2. Программу магистерского исследования (2-й м)
3. Магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты (4-й м)
4. Защита магистерской диссертации (4-й м)