• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отбор и назначение судей

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения данного курса является углубленное изучение магистрантами основных тенденций и закономерностей правового регулирования порядка замещения должности судьи в различных юрисдикциях с учетом сложившихся правовых систем современности, как одного из аспектов обеспечения индивидуальной независимости судей в их деятельности, и влияния указанных тенденций на российскую практику. В рамках курса запланировано рассмотрение широкого спектра вопросов, связанных с изучением различных моделей подготовки кандидатов в судьи и организации их отбора и назначения на судейские должности. В частности, будут рассмотрены исторические аспекты возникновения той или иной модели подготовки и отбора судей в различных правовых системах, их трансформация под влиянием международно-правовых норм и подходов, различные способы обеспечения сдержек и противовесов между ветвями власти при назначении судей.В ходе освоения курса магистранты получат представление о международно-правовых основах обеспечения независимости судей посредством особого порядка их отбора и назначения, реализации указанных норм в различных юрисдикциях с учетом дифференциации правовых систем, особенностях названного порядка применительно к конкретным юрисдикциям. Курс будет способствовать формированию у магистрантов компетенций, связанных с возможностью проведения сравнительно-правового анализа проблем законодательства и правоприменительной практики в сфере отбора и назначения судей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения курса является углубленное изучение магистрантами основных тенденций и закономерностей правового регулирования порядка замещения должности судьи в различных юрисдикциях с учетом сложившихся правовых систем современности, как одного из аспектов обеспечения индивидуальной независимости судей в их деятельности, и влияния указанных тенденций на российскую практику. В рамках курса запланировано рассмотрение широкого спектра вопросов, связанных с изучением различных моделей подготовки кандидатов в судьи и организации их отбора и назначения на судейские должности. В частности, будут рассмотрены исторические аспекты возникновения той или иной модели подготовки и отбора судей в различных правовых системах, их трансформация под влиянием международно-правовых норм и подходов, различные способы обеспечения сдержек и противовесов между ветвями власти при назначении судей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает сущность и содержание основных аспектов такой гарантии индивидуальной независимости судей, как особый порядок их отбора и назначения; теоретические взгляды и научные дискуссии в данной области в России и за рубежом; действующие российское законодательство и практику в данной сфере.
  • Знает международно-правовые основы обеспечения независимости судей посредством особого порядка их отбора и назначения, реализации указанных норм в различных юрисдикциях с учетом дифференциации правовых систем, особенностях названного порядка применительно к конкретным юрисдикциям.
  • Прослеживает корреляцию между конституционно и законодательно закрепленным порядком отбора и назначения судей в Российской Федерации и международно-правовыми основами обеспечения такой гарантии независимости судей.
  • Анализирует действующее российское законодательство, судебную практику и доктринальные источники в сфере обеспечения особого порядка отбора и назначения судей.
  • Аргументирует выбор решения конкретных задач в рассматриваемой области в российском контексте с точки зрения исторического развития законодательства и в сравнительно-правовом аспекте.
  • Дает теоретическое обоснование решений, предложенных российским законодательством и практикой судов в сфере обеспечения особого порядка отбора и назначения судей.
  • Проводит самостоятельные, в том числе сравнительно-правовые, исследования по проблемам обеспечения особого порядка отбора и назначения судей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Особый порядок отбора и назначения судей – гарантия индивидуальной независимости судьи.
  • 2. Закрепление необходимости особого порядка отбора и назначения судей в международно-правовых актах.
  • 3. Особый порядок отбора и назначения судей как гарантия справедливости судебного разбирательства в практике ЕСПЧ.
  • 4. Две основополагающих модели отбора судей: континентальная и англо-саксонская правовые системы.
  • 5. Требования к образованию и уровню квалификации судьи в различных юрисдикциях.
  • 6. Роль независимых органов судейского сообщества в отборе кандидатов на судейские должности.
  • 7. Участие законодательной и исполнительной ветвей власти в назначении судей в различных юрисдикциях
  • 8. Порядок отбора и назначения судей в Российской Федерации, его соответствие требованиям международно-правовых норм. Недостатки существующей системы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Доклад
    Подготовка доклада (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента в виде устного/письменного доклада по курсу. Преподавателю следует оценить при подготовке доклада студентом знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Устный опрос
    Устный опрос (неблокирующий элемент контроля) заключается в проведении офлайн-экзамена. Формат на усмотрение преподавателя: вопрос-ответ или ответы по билетам. Для выставления промежуточных и окончательных оценок по дисциплине используется десятибалльная система.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Доклад + 0.7 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теоретические основы судебной власти - Воскобитова Л.А. - Юридическое издательство Норма - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1041590 - 1224013 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Великие правовые системы современности: сравнительно - правовой подход, Леже, Р., 2010

Авторы

  • Луговая Лилия Михайловна