«Креативность для каждого»: ученые ВШЭ опробовали новый формат урока в московских школах
Теоретики образования всего мира спорят о том, как определять навыки XXI века и каким образом развивать их у школьников. Группа исследователей из Института образования НИУ ВШЭ (Марина Пинская, Александра Михайлова, Надежда Авдеенко), Московского городского педагогического университета и Института стратегии развития образования РАО подошли к этой проблеме с практической стороны. Они предложили определенный формат школьного занятия, который был бы доступным для большинства учителей и детей, и опробовали его в десяти общеобразовательных школах. Результаты исследования обобщены в статье «Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ», опубликованной в последнем номере журнала «Вопросы образования».
Исследование, поддержку которому оказал благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», стало частью большого международного проекта, запущенного ОЭСР. Авторы отмечают, что необходимость «исследовать действием» возникла потому, что теоретические модели не всегда успешно реализуются в так называемой массовой школе: «Нововведения нередко встречают сопротивление, не только содержательное, но и техническое, организационное: от нетрадиционной расстановки парт на уроке – до выделения предметных областей вместо предметов, от целенаправленного использования гаджетов во время занятий – до проведения уроков за пределами школьного здания».
Чтобы учесть все эти детали, ученые разработали формат школьного занятия, который развивал бы навыки XXI века на материале конкретного предмета. Такими предметами были выбраны математика и естественные науки, а навыком – креативность: ее «составные части» были определены как любознательность, настойчивость, воображение, совместимость с другими людьми и дисциплинированность. Напомним, что формирование креативной личности заявлено одним из приоритетов российской школы.
Авторы статьи отмечают, что само по себе «формирование навыков XXI века на конкретном предметном материале – уже достаточно большой вызов» для российской школы в силу ее предметоориентированности. Конкретика учебных заданий и четкость в организации урока почти не оставляют места для развития межпредметных навыков. При проектировании учебного задания по математике требовалось «избавиться» от явного указания – какие действия следует выполнять ученику, от монотонного повторения действий, привнести в задание выбор и интересный сюжет. Таковым стала задача для условной семьи – найти недостающую сумму на покупку машины: предстояло не просто выбрать между разными вариантами банковских вкладов и покупки акций, но и найти эти варианты. Широкое поле для нестандартных решений, разные варианты правильных ответов, работа в командах и даже неожиданные «повороты сюжета» (например, выясняется, что у банка с подозрительно выгодными условиями вкладов отзывают лицензию) – всё это помогло отойти от стереотипных задач. Всего было разработано 24 подобных задания, не только по математике, но и по физике, биологии, географии и окружающему миру.
Обсуждение эксперимента в фокус-группах показало, что при правильной организации таких уроков ученики принимают их «на ура»: особенно и учителей, и самих детей впечатлило, как активно проявили себя ученики, «отстающие или незаинтересованные в учебе» в рамках традиционных форматов. Учителя оценили эксперимент положительно, но большинство из них заявило, что «не готовы использовать такие формы уроков чаще, чем раз в месяц». Это связано и с более сложным процессом подготовки к уроку, и с опасениями за дисциплину в классе, отмечают авторы исследования. Подводя итог, они назвали эту неготовность учителей одной из главных проблем на пути развития навыков XXI века в школе. В более широком смысле речь идет о традиции школы «четко разграничивать обучение и развлечение»: даже сами школьники ощущали «неуместность развлечения» в рамках урока. Впрочем, это можно считать не тормозом на пути модернизации школы, а важной структурной особенностью российского образования, которую нужно научиться правильно использовать.