• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление знаниями и онтологическое моделирование

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе вы получите необходимые знания и подходы по формализации, моделированию и представлению правовых норм для машиночитаемого права с использованием онтологического инжиниринга.— Данные и знания, представление знаний— Онтологическое моделирование— Формальные языки— Развитие машиночитаемого права
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты, полностью и успешно освоившие дисциплину, получают ожидаемо надлежащие результаты разработки и результативного внедрения, управления, анализа, оценки, измерения бизнес-процесса управления знаниями в командах и компаниях не только юридического бизнеса, но и в любой другой отрасли экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Обладает квалификацией, позволяющей ему: выявить, определить, идентифицировать, оценить, сформулировать и описать потребности, получаемые преимущества и результаты управления знаниями, визуализировать и представить бизнес-процесс менеджмента знаний с измеримыми результатами в цифрах
  • • Владеет особенностями целеполагания в менеджменте знаний, способен сформулировать измеримые цели, оценить, проанализировать, учесть и смоделировать преодоление традиционных барьеров для менеджмента знаний в своей компании и использовать ее факторы успеха. Умеет выбрать, сформулировать, описать и запустить «пилотные проекты» по менеджменту знаний, посчитать результаты, и презентовать их руководителям компании
  • • Обладает необходимыми навыками для анализа, оценки, выбора инструментов и методик управления знаниями для максимально эффективного достижения запланированных результатов менеджмента знаний в компании или команде
  • Обладает системными навыками и умениями, позволяющими ему определить, проанализировать и сформулировать потребности компании в систематизации, структуризации и сохранении знаний разных типов, сформулировать реализуемое техническое задание, выбрать подходящую для достижения целей технологическую платформу, разработать базу знаний компании
  • • Владеет прикладной холистической моделью управления проектными знаниями, умеет организовать управление проектными знаниями, построить знающую проектную команду с эффективными коммуникациями, доверительными отношениями, а также владеет навыками рефлексии и научения на опыте проектов, умеет сохранять и распространять проектные знания
  • • Обладает системными навыками для организации процесса самонаучения компании и создания «самонаучающихся команд», умеет проанализировать и выбрать приоритетные инструменты и методики для самонаучения, оценить вероятные барьеры и смоделировать способы их преодоления
  • • Понимает многогранность бизнес-процесса менеджмента знаний, десяти его компонентов для успешной реализации необходимых изменений и получения выгод в качественном и количественном измерении, владеет системной моделью вовлечения специалистов в обмен знаниями, умеет проанализировать мотиваторы и стимулы для обмена знаниями, разработать и внедрить мотивационную модель, проанализировать, оценить и выбрать приоритетные способы и форматы обмена знаниями
  • • Обладает пониманием сущности, задач, способов, инструментов и методик рефлексии и научения на опыте, анализа результатов, выявления «лучших практик», «историй успеха» и «точек роста» команды и компании. Владеет инструментарием для оценки результативности бизнес-процесса менеджмента знаний в целом, его этапов, компонентов, инструментов и методик, умеет прогнозировать и считать результаты в качественных и количественных величинах
  • • Обладает необходимыми навыками для формирования максимально эффективной команды менеджмента знаний с нужными для компании ролями и компетенциями, в том числе спецификой для юридического бизнеса, умеет сформулировать должностные инструкции для менеджера по работе со знаниями в юридическом бизнесе, а также определить, сформулировать, описать и развить компетенции менеджмента знаний, необходимые сотрудникам компании
  • • Обладает пониманием целей, ролей, ожидаемых результатов, ограничений, барьеров, навыков менеджера по работе со знаниями, умеет управлять своими профессиональными знаниями, определять направления их развития, развивать их и может выполнять функционал менеджера по работе со знаниями на своем рабочем месте
  • • Обладает навыками, позволяющими проанализировать подходы и модели, а также составляющие элементы «системы управления знаниями», определить нужные условия для своей команды и компании, смоделировать и реализовать «систему управления знаниями» и ее основные компоненты
  • • Обладает прикладными навыками анализа, оценки, применения аналитических инструментов для проведения исследований, опросов, измерений, тестов в своих компаниях и командах, оценки барьеров и выгод менеджмента знаний, выбора необходимых инструментов и методик
  • • Обладает прикладными навыками проведения необходимых «полевых» исследований в своей команде и компании для разработки и написания Концепции «пилотного» проекта, последующего внедрения и оценки его результативности, масштабирования и развития положительных результатов
  • • Осознанно использует терминологию прикладного менеджмента знаний, может при необходимости объяснить суть понятий и терминов, а также последовательности системных действий со знаниями, опытом, информацией для получения измеримых результатов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия, процессы, моделирование управления знаниями в бизнесе
  • Алгоритм внедрения управления знаниями
  • Управление знаниями в проектах
  • Инструменты и методики менеджмента знаний
  • Роли и функционал в менеджменте знаний
  • Компетенции менеджмента знаний
  • Построение «системы менеджмента знаний
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемось
  • неблокирующий Выполнение домашних работ /самостоятельных заданий
  • неблокирующий Активность в учебном процессе
  • неблокирующий Концепция группового/индивидуального пилотного проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.3 * Активность в учебном процессе + 0.3 * Выполнение домашних работ /самостоятельных заданий + 0.3 * Концепция группового/индивидуального пилотного проекта + 0.1 * Посещаемось
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Управление знаниями на 100% : путеводитель для практиков, Мариничева, М. К., 2008
  • Учитесь летать : практические уроки по управлению знаниями от лучших организаций, Коллисон К., Парселл Дж., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • I. Malichenko P., & И. Маличенко П. (2016). Knowledge Management as an Effective Mechanism Formation of Continuous Training and Staff Development in the Organization ; Управление Знаниями Как Эффективный Механизм Формирования Непрерывной Системы Обучения И Развития Персонала В Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A815C0A1
  • Бочаров И.М. - Управление знаниями в цифровой экономике: теоретико-методологические аспекты - Дашков и К - 2021 - ISBN: 978-5-394-04184-6 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=371162
  • Пивоваров, Д. В.  Онтология: материя и ее атрибуты : учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03084-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492124 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Фролов, Ю. В.  Управление знаниями : учебник для вузов / Ю. В. Фролов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05521-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515648 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Боженова Валерия Алексановна