• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Функциональные модели в естественном языке

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о функциональной и когнитивной лингвистике, формирует представление о языке как объекте научного исследования, систематизирует знания об актуальных подходах с описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, тренирует навык строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики
  • Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных
  • Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека
  • Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка
  • Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть корпусными методами анализа языковых данных; владеть методами анализа лексики и конструкций; понимать лингвистическую основу анализа эмоций и экспрессивных выражений (sentiment analysis)
  • Владеть научным аппаратом лингвистической прагматики; уметь планировать все этапы экспериментального исследования; уметь моделировать лингвистические процессы; иметь представление о математических методах моделирования семантических и прагматических процессов
  • Выявлять в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
  • Знать основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики
  • Иметь представление о методах описания социолингвистической вариативности на разных уровнях, от социальных параметров до индивидуальной вариативности, от лексической и грамматической вариативности до фонетической вариативности
  • Иметь представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира
  • Разбираться в литературе по соответствующей теме.
  • Уметь строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Прагматика
  • Экспрессивы
  • Социолингвистика
  • Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения
  • Метафора и метонимия. Блендинг
  • Грамматика конструкций
  • Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тест 1
  • неблокирующий презентация статьи
  • неблокирующий тест 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * презентация статьи + 0.4 * тест 1 + 0.4 * тест 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9783110292022 - Dabrowska, Ewa; Divjak, Dagmar - Handbook of Cognitive Linguistics - 2015 - De Gruyter - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1000461 - nlebk - 1000461

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-

Авторы

  • Попова Дарья Павловна