• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подготовка

В случае возникновения технических проблем при подаче документов через личный кабинет просьба направлять скриншоты на адрес eklyshinsky@hse.ru

Для поступления в магистратуру необходимо пройти конкурсный отбор по портфолио. Процедура оценки портфолио включает в себя собеседование, которое может быть проведено очно или по скайпу.     

Рекомендованная литература

·    Daniel Jurafsky & James H. Martin. Speech and Language Processing: An introduction to natural language processing, computational linguistics, and speech recognition. Third Edition. https://web.stanford.edu/~jurafsky/slp3/
·    Николаев И.С., Митренина О.В., Ландо Т.М. (ред.) Прикладная и компьютерная лингвистика. Изд 2. URSS. 2017. 320 с.
·    Cборники конференций COLING, ACL, EACL, LREC, EMNLP, NAACL, "Диалог" (http://www.dialog-21.ru/) последних лет
·    Steven Bird, Ewan Klein, Edward Loper. Natural Language Processing with Python. – Analyzing Text with the Natural Language Toolkit. https://www.nltk.org/book/
·    Christopher D. Manning & Hinrich Schütze. Foundations of Statistical Natural Language Processing. MIT Press, 1999.
·    Yoav Goldberg. Neural Network Methods for Natural Language Processing (Synthesis Lectures on Human Language Technologies). Edited by Graeme Hirst. Morgan & Claypool 2017

 

Цель и основные задачи вступительного испытания

Цель вступительного испытания – определить готовность и мотивацию абитурента, поступающего в магистратуру освоить выбранную программу магистратуры, определить у поступающих базовый уровень подготовки в области компьютерной лингвистики.

Основные задачи вступительных испытаний:

– проверить уровень знаний претендента;

– определить склонность к научно-исследовательской деятельности;

– выяснить мотивы поступления в магистратуру;

– определить область научных интересов;

– определить уровень научной эрудиции претендента.

Формат вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в форме устной беседы и свободного обсуждения с абитуриентом материалов его профессионального портфолио.

Устная беседа проводится экзаменационной комиссией с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриенту задаются вопросы, которые позволяют оценить его профессиональный и личностный потенциал. На каждого абитуриента отводится не более 30 мин. Предварительно составляется список, в котором за каждым абитуриентом закрепляется время проведения собеседования. Список формируется с учетом пожеланий абитуриентов, публикуется в интернете и является доступным для всех участников собеседования. Собеседование проводится после объявления итогов конкурса портфолио согласно графику вступительных испытаний.

Перечень примерных вопросов

1.  Блок вопросов на мотивацию – рассказать о причинах поступления в магистратуру, об опыте участия в проектах или исследованиях, связанных с компьютерной лингвистикой, опыте прохождения он-лайн курсов, чтения специальной литературы

2.  Блок вопросов на эрудицию – рассказать о лингвистических ресурсах и их использовании, о ключевых конференциях по компьютерной лингвистике, о лингвистических парсерах, о соревнованиях лингвистических систем

3.  Блок вопросов на подготовленность:

вопрос типа кейс – выстроить цепочку лингвистических модулей для решения заданной задачи

например: для задачи оценки тональности будут последовательно применены модули обработки текста (токенизация, лемматизация), модуль обращения к словарю тонально окрашенных слов и выражений, модуль с правилами поиска тональных слов и правилами вычисления итоговой тональности.

вопрос типа рецензия – ознакомиться с текстом на профессиональную тему, изложить основные тезисы, дать собственную оценку.

4.  Блок вопросов на знакомство с программой и школой лингвистики: рассказать о проектах программы и школы, которые заинтересовали, рассказать о том, чем хотелось бы заниматься в магистратуре и после магистратуры.

Критерии оценок

Ответы каждого блока вопросов оценивается по 20-балльной системы:

·    15-20 – высокий уровень подготовленности абитуриента (абитуриент исчерпывающе ответил на все или почти все вопросы блока)

·    10-15  - средний уровень подготовленности абитуриента ( абитуриент исчерпывающе ответил на 50-70% вопросов блока)

·     5-10 – слабый уровень подготовленности абитуриента ( абитуриент исчерпывающе ответил на 30-50% вопросов блока)

·     0-5 – неподготовленность абитуриента (абитуриент исчерпывающе ответил на менее, чем 30% вопросов блока)

КРИТЕРИИ ПОРТФОЛИО КЛ 2024 (PDF, 156 Кб)