• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В свет вышел новый сборник рассказов Майи Кучерской «Ты была совсем другой»

В издательстве АСТ «Редакции Елены Шубиной» вышел новый сборник рассказов «Ты была совсем другой» Майи Кучерской, руководителя CWS и магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ. Мы расспросили автора об этой книге. 

– Что для вас значит эта книга, о чём она, как создавалась?

 – Это - три года моей жизни. Еще несколько открытий, пониманий, важных встреч, собранные под одной обложкой. Так и шло, рассказ за рассказом. За шагом шаг. Понять бы, куда…

– Почему городские истории? Какую роль играет город в этих историях?

– Большую. Хотя не все рассказы про город. И все же в этой именно книге много Москвы, Чистые пруды, Мясницкая, Старый Арбат, даже Выхино… Я люблю Москву, люблю неграмотно, не очень зная, кто где жил, где ампир, а где строгановское барокко, то есть не головой люблю, а животом, как родителей, она часть меня. Значит, и часть моих героев. Конечно, в сегодняшней Москве мне не все нравится. С пятиэтажками история, с этими пробками невыносимыми – а я житель машины; кстати, собянинский строительный пыл в одном из текстов сборника подробно описан. Но я рассматриваю все это как неизбежные недостатки близкого родственника, в итоге все равно не разрушающие родства .

– Какие они, герои ваших новых рассказов?

– Самый веселый – Павел Иванович Якушкин, собиратель песен, фольклорист, такой первый русский хиппи, писала про него статью в словарь писателей, очень долго, и – он незаметно ожил. В мужицком платье, красной рубахе, в очках, с коробом коробейника за плечами. Я его скорее в рассказ, пока обратно в словарь не спрятался и не почил там навеки.

– Есть ли у героев прототипы в реальной жизни, а среди сюжетов — подсмотренные, а не придуманные?

– А как иначе? Писатель пишет то, что видит. Ну, иногда он видит какие-то невероятные вещи, конечно, всяких там зверей на улицах Москвы – как в рассказе «Голубка» мой герой вдруг обнаружил на Моховой павлина, обезьянку, летящую над толпой шляпу соломенную золотую…   Но чаще всего у большинства героев авторов прозы, как ни дергайся, а довольно реалистической, есть реальные прототипы. И у моих тоже. Иногда, конечно, их у одного персонажа несколько. Хотя когда пишешь, не думаешь – дай-ка опишу того и этого, само получается, потом читаешь и поражаешься: ба, да это же такой-то! Как он попал в мою книжку? Не знаю.

  Насколько, на ваш взгляд, жанр рассказа сейчас востребован у читателя?

 – Настолько, насколько есть хорошие рассказы. Читатель любит, конечно, нырнуть в просторный чужой мир, в него погрузиться и пожить там, в чужом волшебстве, бедах, счастье. Но если рассказ, а лучше сборник рассказов – ярко написаны, умны, талантливы, это тот же роман, просто перегородки между отдельными частями непрозрачные. Так что наше дело писать побольше хороших текстов, а какого уж они будут размера – да какая разница!

 – Как долго вы работали над книгой и как вам вообще удается писать в режиме полной загруженности дом-дети-ВШЭ-CWS?

 – Иногда мне кажется, эта книга – такое собрание отнятых у всего, всех, кого вы назвали, ломтей – детей, работ, любимых друзей. Этот рассказ – три отмененных прогулки с дочкой, этот – пропущенный день рожденья. Кошмар, как будто бы. Но с другой стороны, если я не буду писать, я превращусь в самую несчастную  на свете маму, подругу, преподавателя. За письменным столом со своими вымыслами наедине я полна, я счастлива. Именно поэтому я давно расслабилась на предмет того, насколько талантливо я пишу. Я просто стараюсь делать свое дело предельно хорошо, очень радуюсь, если это кому-то интересно читать, про то же самое думать, и все же я пишу не для признания, даже не для отклика, а потому что по-другому не могу. В этом вижу оправдание своей жизни. Да, пора уже признаться себе к восьмой (кажется) книжке – я дышу литературой, я ею живу.

Вопросы задавала Юлия Виноградова


Презентации книги состоится:

1 июня в 19.00 в «Доме 12», Мансуровский переулок, дом 12

4 июня в 19.30, Книжный фестиваль на Красной площади, площадки «Студия»