• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полина Барскова провела мастер-класс для магистрантов программы «Литературное мастерство»

Самые важные тезисы встречи — в вопросах и ответах от студентки программы «Литературное мастерство» Натальи Калинниковой.

Полина Барскова провела мастер-класс для магистрантов программы «Литературное мастерство»

Анна Правдюк
Наталья Калинникова

студентка магистратуры "Литературное мастерство"

 



Как научиться писать?

Прежде всего – научиться читать. Каждый пишущий принимает решение каждую секунду: как мне писать? Могу ли я сделать то, чего никто не делал? Обязательное занятие для пишущего – читать черновики.

Сколько всего уходит в корзину?

У «Анны Карениной» было шесть черновиков, и Толстой продолжал считать этот роман неудачным. По сути, он так его и не дописал, роман заканчивал редактор. Продуктивная неудача в жизни писателя происходит всё время – это встроенное условие ремесла.

Как выбирать модели повествования и как их ломать?

Попробуйте написать свой исторический роман. Возможно, у вас не получится. У Василия Гроссмана не получилось повторить замысел «Войны и мира», хотя «Жизнь и судьба» – великий текст. А Лидия Гинзбург доказала, что можно писать историю вне романа. Она предложила такую модель литературы, где её «я» оказалось объектом истории – использовала свои записные книжки не как то, что в итоге приобретёт связность, а как отрывочки, кусочки.

Как писать о себе?

В США среди молодёжи сегодня очень популярен жанр memoir – не «воспоминания», а именно «мемуар». Речь в нём может идти о чем угодно, даже о любимой черепахе. Каждый третий двадцатилетний студент пишет свой memoir, используя самого себя, свою жизнь и личный опыт как материал для истории.

Что читать?

— «Айвенго» Вальтера Скотта (образцовый текст-модель исторического романа)
— «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (роман, который был арестован)
— «Проходящие характеры» Лидии Гинзбург (записные книжки)