Арина Бойко: Я стала серьезно относиться к своим текстам
В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого набора программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое creative writing.
О поступлении
Арина, как ты узнала о программе?
Сидя на паре: подключала вышкинский вайфай и на главной странице сайта увидела новость о том, что открывается новая магистратура. Я тогда училась на четвертом курсе философского, и после четырех лет академического образование мне хотелось освоить что-то более или менее прикладное, но при этом гуманитарное. Ничего не в Вышке мне до этого не подходило, и, когда я увидела эту новость, то подумала: «Наконец-то мои мольбы услышаны!».
Ты много писала до этого? Почему решила поступать?
Да, с детства больше всего времени я посвящала письму. В школе были сочинения, в университете – научные работы, потом – пресс-служба в театре, которая тоже на 90% состоит из написания текстов. В какой-то момент возникла потребность профессионализироваться в этой среде, поступление в магистратуру показалось одной из таких возможностей.
Что далось сложнее всего во время подготовки?
Моральная подготовка проходила во мне с того момента, как я узнала о магистратуре, а вот с «активной фазой» подготовки – чтением и сбором нужных документов – я затянула. В итоге последний месяц меня преследовало постоянное чувство спешки и страх не успеть что-то прочесть.
Какой вопрос на собеседовании поставил тебя в тупик?
Помню, меня очень удивил вопрос: «Хотите ли вы написать по окончанию магистратуры сборник рассказов?». Я тут же вспомнила про свои пять или десять вордовских файлов с незаконченными рассказами и подумала: «Мне бы хоть один рассказ дописать», но ответила только: «Да, хочу».
Об учебном процессе
Какие предметы увлекают тебя больше всего?
В первом полугодии мне было интереснее всего на «Нарратологии» и «Современном литературном процессе» – по ним всегда задавали читать интересные книги, лекции и семинары проходили как-то очень насыщенно и полезно. Во втором полугодии мне пока больше всего нравится «Сценарное мастерство», «История и поэтика прозаических жанров» и «Литература и теория медиа» – это курс по выбору. С пар по этим предметам я обычно выхожу вдохновленная новыми знаниями. Еще есть профильный предмет – «Творческий семинар», где нас учат стилистическим, композиционным и другим «тонкостям» прозы – он вне конкуренции.
Чего ты перестала бояться после поступления?
Полностью ушел страх ошибиться и страх делиться текстами, которые находятся «в работе», потому что здесь это приходится делать постоянно. Раньше могла просыпаться по ночам от мысли: «Это позор. Зачем я это ей/ему показала?»
Люди вокруг меня стали серьезнее относиться к тому, чем я занимаюсь. Для них, как и для меня самой, мое писательство перестало быть «хобби» или «увлечением», потому что у меня в дипломе будет написано «литературное мастерство». Мне кажется, наша магистратура в этом смысле выполняет очень важную функцию по легитимации литературного образования в России.
В каких проектах программы «Литературное мастерство» ты участвуешь? Чем вы занимаетесь?
Я пишу тексты для проекта «Многобукв» и вхожу в команду проекта по учреждению новой литературной премии, но пока мы еще работаем над концепцией.
О литературном мастерстве
Есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»? Что это?
Мне к каждому тексту нужно придумать «индивидуальный» подход: один рассказ пишу, следуя заранее составленному плану, другой – в «заметках» на телефоне в метро, проезжая свою станцию, третий – еще как-то.
Как изменилось твое отношение к собственным текстам после поступления в магистратуру?
Теперь я думаю, что писать рассказы, сценарии или пьесы – это тоже моя работа, просто мне за нее пока не платят. Я верю в теорию 10 000 часов: говорят, столько нужно потратить времени на занятия своим ремеслом, чтобы стать в нем профессионалом.