• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Майя Кучерская и Марина Степнова ответили на вопросы пользователей портала TheQuestion

Представляем подборку самых интересных вопросов и ответов

Майя Кучерская и Марина Степнова ответили на вопросы пользователей портала TheQuestion

Какие типичные ошибки совершают начинающие писатели?

Степнова Марина Львовна

Школа филологии: Профессор

 
Прекрасный вопрос, спасибо большое. Типичные ошибки начинающих авторов действительно существуют – и делают их практически все. Это особенно видно по ранним работам даже очень больших авторов (большинство прозаиков, впрочем, поумнев, первые свои опыты уничтожают, а вот поэты – увы, не способны ничего удержать в себе больше пяти минут, поэтому позорятся страшно). Излюбленная ошибка – делать главным героем самого себя, писать о своей собственной жизни, ничего не меняя и не преображая. Читать это и скучно, и совестно, но молодые авторы все равно раз за разом становятся на привычные грабли. На самом деле, опытный писатель пишет о себе всегда - (мы не подключаемся ни к каким розеткам, все истоки творчества – внутри автора),  но раздает свой опыт, свои мысли и переживания вымышленным персонажам. Именно это и есть творчество.

Еще один признак начинающего автора – он не может сам отредактировать свой текст. Отливает, так сказать, в граните да еще и другим поправить не дает. Другая типичная ошибка – хватать, не задумываясь, первое попавшееся слово. Разумеется, это будет штамп. Тексты начинающих авторов переполняют «косые лучи заходящего солнца», «прижалась лбом к холодному стеклу», «изумрудные глаза» и «пухлые малиновые губы». Сложившийся писатель знает, что хорошо писать – это необязательно писать кудряво или, наоборот, очень просто. Хорошо писать – значит находить то самое, единственное, свежее, нужное слово. 

На самом деле, ошибок у начинающих авторов гораздо больше – и в магистратуре мы неустанно изживаем их целых два года. 

Зачем изучать писательское мастерство?

Кучерская Майя Александровна

Школа филологии: Профессор

 
Русская литература привыкла говорить о смысле жизни и несчастной любви, о тоске и чувстве вины, слишком часто забывая о качестве письма – о том, что текст нуждается в продуманной архитектуре, дозированных описаниях, что все ружья, развешанные на стенах, обязаны стрелять, и что читатель – наш добрый приятель, о котором необходимо заботиться. Предлагать между делом сигары и игристое, апельсиновый фрэш и свежий анекдот. Мы ставим на повестку дня вопрос о качестве письма.

Мне кажется, важно сделать прививку творчества академическому образованию. Современной русской литературе не хватает профессионализма. Авторы, часто даже лучшие, не ведают о том, как грамотно выстроить текст, как слепить героя, как удерживать напряжение, как начинать и заканчивать. Вместе с тем многие из них не считают нужным читать других, расширять свой читательский кругозор. Сверхзадача магистратуры «Литературное мастерство» – повысить уровень грамотности современной отечественной словесности.  

Степнова Марина Львовна

Школа филологии: Профессор

 
Писательство – это не только талант, к этому еще должна приложиться судьба, а ни судьбу, ни талант мы с Майей Александровной не раздаем. Мы учим только управляться с талантом, немного сокращаем дорогу к тому, чтобы писатель дорос до своей величины. Даже природно одаренный человек нуждается в том, чтобы его научили делать какие-то вещи, показали инструментарий, основы ремесла. Никто не рождается гениальным конструктором или художником, ими становятся. То же и с гениальными писателями.


Как сегодня зарабатывать на литературе?
Кучерская Майя Александровна

Школа филологии: Профессор

 

Если речь идет о художественной литературе, то зарабатывать на ней действительно трудно. Но можно. Варианты такие. 

  1. Написать очень хороший роман и подать его, если Вы молоды, на премию «Лицей» или, если не очень молоды, добиться номинации на «Большую книгу» (хотя и самовыдвижение там как будто есть). Получить премию (от 1 млн. руб.), за год спокойной жизни на премию сочинить новый гениальный роман, а там уж и пойдет. 
  2. Писать постоянно, несколько лет жить на хлебе и воде, но однажды дойти до отметки 6-7-8 Ваших книг в продаже одновременно. Это вполне можно прокормить.
  3. Удивляться, что за счастье сочинять Вам еще и денег платят и зарабатывать не на литературе, а на навыках, полученных в процессе письма - умении грамотно, ясно, выразительно писать ЛЮБЫЕ тексты: из самых приятных - просветительские, новостные, культурные (рецензии), словом, стать журналистом. Ну, или, если Вам нормально, копирайтером и писать тексты продающие. Это хороший и надежный заработок. 

 

Как подготовить портфолио, которое наберет 100 баллов?

Кучерская Майя Александровна

Школа филологии: Профессор

 

В этом году, как и в прошлом, основу успешного портфолио составляют мотивационное письмо и творческое задание. Мотивационное письмо «весит» 20 баллов, творческое задание – 30. Чтобы пройти конкурс портфолио, нужно набрать 60 баллов. То есть 50% портфолио – это умение писать. Мотивационное письмо - жанр достаточно новой для нашего образования. В школе этому не учат. Поэтому будьте здесь особенно внимательны. Представьте: перед вашими будущими педагогами лежат сто портфолио. В каждом втором написано: «Я, Иванов Степан Иваныч, родился в таком-то году, закончил такую-то школу, очень любил заниматься литературой, писал сочинения на пятерки, всегда хотел сочинять романы о любви и верности. Поэтому я поступаю к вам». Приемная комиссия скучает, и, обливаясь слезами, ставит такому мотивационному письму минимальный балл. Подключите аргументацию и воображение! Расскажите простым, живым языком про себя и про вашу связь с литературой. В тексте мотивационного письма вы демонстрируете, что можете логично, внятно и выразительно говорить о себе. Это вам еще пригодится!

Какой художественный текст лучше прислать в портфолио?

По объему ваш текст не должен превышать 5000 знаков. Эти 5000 знаков можно «вынуть» из чего-то большего, что вы уже написали прежде. Если этот фрагмент будет действительно ярким, сильным, если он способен увлечь и очаровать читателя – присылайте. Если сомневаетесь, лучше прислать короткое законченное произведение. Это будет знаком того, что у вас все хорошо не только с языком, но и с композицией. Таким образом, вы сможете продемонстрировать, что у вашего рассказа есть начало, середина и конец (не смейтесь, эта рекомендация только кажется очевидной).

Можно ли прислать стихи вместо прозаического текста?

Лирическую прозу – можно, стихи – нет, потому что у нас в магистратуре нет такого отделения. Безусловно, у нас есть курсы, на которых лучшие вышкинские преподаватели рассказывают про поэзию; мы проводим «Литературные среды», куда приглашаем в том числе и поэтов. Но мы не учим на поэтов, поэтому и стихи не принимаем. Журнальные публикации со стихами уместны как «довесок» к портфолио. Но, при прочих равных, если у вас опубликованы и рассказы, и стихи, и публицистика, то предпочтение стоит отдать все-таки рассказам. Даже из публицистических текстов, постарайтесь, пожалуйста, выбрать самые художественные.