Как прошла пятая конференция «Теории и практики литературного мастерства»
15 и 16 сентября на Басманной прошла наша уже традиционная конференция. Тема 2023 года — «Учителя и ученики: преемственность и конкуренция». Если вы пропустили, то мы сделали видеозаписи всех лекций.
Если вы были на конференции, то фото можно найти тут.
15 сентября
Первая секция
- Открыла конференцию Тиффани Аткинсон, профессор творческого письма Университета Восточной Англии и поэт. Она выступила с докладом'But you can't teach poetry!' Reflections on teaching and practice.
Аткинсон делилась упражнениями, которые выполняет с молодыми студентами-поэтами, и лайфхаками, которые помогают ей увидеть индивидуальный стиль каждого студента. Часто поэт «застревает» в одних темах, и общение – то, что может помочь ему выйти из личного «дня сурка». « Выход за пределы языка – задача поэзии, и научение поэзии во многом значит обозначить эти пределы »
- Со следующим докладом выступила Татьяна Венедиктова, профессор филологического факультета МГУ: «К филологии творческого процесса: формы возможной коллаборации».
Вторая секция
- Доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Мария Волконская выступила с докладом«My mastir Chauser: Чосер и шотландские поэты-„творцы“».
- После неё слово взял доктор филологических наук и ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН клад Валерий Вьюгин с темой «Замахнуться на Уильяма».
- Павел Успенский (НИУ ВШЭ) и Андрей Федотов (МГУ) рассказали, «Чему Некрасов научился у Сервантеса» и о единственном в своём роде национальном авторском эпосе «Кому на Руси жить хорошо» .
- Доклад доцента кафедры гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алины Бодровой — «Литературный канон и цеховая критика в практике Вольного общества любителей российской словесности (1816—1825)». Она рассказала про коллектив писателей XIX века, которые собирались вместе, читали тексты молодых малоизвестных авторов и давали обратную связь.
- Екатерина Лямина, кандидат филологических наук и старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, рассказала, «За что ненавидели доброго дедушку, или какие писатели и почему не любили Крылова».
- Потом профессор МГУ Михаил Макеев рассказал про взаимоотношения Афанасия Фета с великим князем Константином Константиновичем.
- После кофе-брейка ведущий научный сотрудник Музея Серебряного века Моника Орлова выступила с докладом об учениках Валерия Брюсова.
- Олег Лекманов* (доктор филологических наук, Принстонский университет) выступил с докладом «Мандельштам — учитель поэтов» и рассказал, у кого учился сам Мандельштам.
- Майя Кучерская, профессор фаультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и писатель, выступила темой «К вопросу о классицизме Иосифа Бродского (Кантемир, Ломоносов, и Державин в лекциях в Маунт Холиоке)». Она рассказала о лекциях про поэтов эпохи классицизма, которые прочёл Иосиф Бродский в частном женском колледже Маунт Холиок, штат Массачусетс.
- Завершила чтение докладов студентка 2 курса магистратуры «Литературное мастерство» Анна Новицкая. Тема её выступления — «Григорий Замчалов — муж и ученик Ольги Перовской».
Презентация книг
Завершился первый день конференции презентацией книг выпускников кафедры «Литературное мастерство».
- Елена Тулушева (2019 год выпуска) рассказала о своей повести «Уходи под раскрашенным небом» (М.: Фонд СЭИП, 2022), посвящённой этическим вопросам эвтаназии.
- Артём Роганов (2019 год выпуска) представил роман «Как слышно» (М.: Самокат, 2023) о подростке, который страдает тиннитусом.
- Светлана Павлова (2023 год выпуска) показала обложку своего романа в жанре автофикшн «Голод» (М.: РЕШ, 2023).
- Наталья Калинникова (2019 год выпуска) познакомила слушателей со сборником рассказов про женщин «Сёстры по разуму» (Оренбург: Издательский центр МВГ, 2022).
16 сентября
Первая секция
- Сергей Гуськов (кандидат филологических наук, НИУ ВШЭ, ИРЛИ РАН) рассказал о литературном сотрудничестве между «литератором и министром» Иваном Гончаровым и Петром Валуевым.
- Светлана Казакова из МГУ рассказала про «Русский футуризм: к истории ученичества и бунтарства литературной группы». И балаганная самореклама, и эксцентрические выходки с эпатажным макияжем, и переписывание собственных биографий — все эти практики создали имидж футуризма.
- Елена Пенская (профессор НИУ ВШЭ) говорила о литературной маске Козьмы Пруткова в работах Анны Журавлёвой и Всеволода Некрасова. К сожалению, запись не получилась, поэтому те, кто услышали доклад вживую — счастливчики :)
- Константин Лаппо-Данилевский (ИРЛИ РАН, Пушкинский дом) рассказывал о наставничестве Вячеслава Иванова в бакинский период жизни.
- Продолжил «бакинскую» тему доклад Елены Глуховской (Бакинский университет) про малоизвестную и яркую фигуру доктора Георгия Харазова.
- Доцент школы филологических наук Михаил Свердлов рассказал о романе Вениамина Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), в котором Каверин с установкой на узнаваемость написал портрет одного из своих учителей и ключевую фигуру русского формализма — В. Б. Шкловского.
- Секция продолжилась выступлением Александры Чабан, старшего преподавателя Школы филологических наук НИУ ВШЭ. Она рассказала о тонкостях самовосприятия и эволюции стиля писательницы Нины Берберовой, в 20–40 годах XX века жившей в эмиграции в Париже, на примере её цикла рассказов «Биянкурские праздники».
- Профессор русского языка Нью-Йоркского университета Росен Джагалов рассказал, как русская литература стала метафорой учителя для представителей национальных республик в многонациональном романе в советский и постсоветский периоды. За основу исследования Росен Джагалов взял многочисленные произведения в жанре Künstlerroman (роман о художнике), публиковавшиеся в журнале «Дружба народов», и проследил в них характерный метасюжет о человеке из провинции, который становится учеником в этнически немаркированном советском городе, а затем распространяет полученные знания на своём родном языке, превращая их в культурное достояние национальных республик.
- Мария Алексеевна Мизерная, студентка НИУ ВШЭ, рассказала о зарождении практики литературных консультаций при советских литературных институциях в 1929–1936 годах.
- В финале конференции выступили Денис Банников, старший преподаватель Школы филологических наук НИУ ВШЭ, и Александра Максимовна Каверкина, проектный менеджер магистерской программы «Литературное мастерство», с совместным докладом о коллективных формах творчества как педагогическом инструменте. Они рассказали про несколько основных подходов к коллективному творчеству: в частности, роман-буриме и роман-коллаборацию, а также рассказали про коворкинг — набирающую популярность форму со-творчества, при которой участники работают в едином физическом или виртуальном пространстве, но независимо друг от друга.
* Олег Лекманов включен Минюстом в реестр иностранных агентов.