От любви до ненависти: ИИ и писатели сегодня
В рамках конференции «Теории и практики Литературного мастерства» прошёл круглый стол «Искусственный интеллект и творческое письмо»
В рамках конференции «Теории и практики Литературного мастерства» прошёл круглый стол «Искусственный интеллект и творческое письмо» . Траекторию беседы выстраивали наши коллеги и эксперты в области искусственного интеллекта:
-
Татьяна Соловьева , продюсер и главный редактор издательства «Альпина.Проза» и заместитель главного редактора отдела прозы журнала «Юность»;
-
писательница Екатерина Манойло, специалист по ИИ — руководитель направления нейросетевой модели «GigaChat» от «Сбера»;
-
Сергей Марков, специалист по машинному обучению.
Вел дискуссию филолог и преподаватель ВШЭ Михаил Георгиевич Павловец .
В гости к нам заглянула Галина Леонидовна Юзефович и приняла живое участие в дискуссии. Уже два года Галина Леонидовна анализирует англоязычный сегмент литературных «помощников»: она поделилась опытом работы с ИИ-платформой SudoWrite, в результате чего пришла к выводу, что пока нейронные сети могут помочь сделать «чёрную» работу за писателя, но никак не придумать мощный и многогранный замысел.
Беседа сложилась в формате сократического диалога. Михаил Павловец предложил каждому ответить на вопрос, что такое искусственный интеллект, и отметил, что это понятие далеко не цельно. Оно включает в себя множество направлений и инструментов, которыми мы уже пользуемся.
Закономерно, что больше всего вопросов задавали Екатерине Манойло: ведь она не только специалистка по ИИ, но также победительница премии «Лицей » . Казалось бы, в писательской «ипостаси» Екатерина должна соперничать с искусственным интеллектом. Но сотрудничество оказалось предпочтительнее. Екатерина поделилась тем, что развитие ИИ её совсем не пугает, а вдохновляет. А с постоянным чувством восхищения, в свою очередь – проще работать.
С Татьяной Соловьёвой участники беседы обсудили, как технологии искусственного интеллекта применяются в поле жанровой литературы. Там, где тексты нужны много и быстро (то есть в достаточно узком сегменте тематической прозы, например, фэнтези-детективы про русалок), ИИ реально помогает писателям. Но он скорее берёт на себя самую неблагодарную работу: например, подбор синонимов или грамматическую корректуру текста.
Но готовы ли мы отдать машине право преодолевать «боязнь чистого листа», выдумывать заключительную строчку романа или внешность главного героя? «Ведь ради этого мы и создавали компьютер – чтобы оставить творческие муки себе!», — отметил Михаил Павловец.