«На зыбкости границ можно сделать что-то новое»
Первой гостьей «Литературной среды на Старой Басманной» в новом сезоне стала писательница Ася Володина.
Лауреат московской Арт-премии, финалистка премии «Лицей». Автор романов «Часть картины», «Протагонист», «Цикады». Модерировала встречу академический руководитель программы «Литмастерство» Майя Кучерская.
Публикуем полную видеозапись встречи и пересказываем самые интересные моменты.
Ася Володина — кандидат филологических наук, преподавательница, переводчица. 8 лет училась в МГУ им. Ломоносова. Интересно, что романы Аси «Часть картины» и «Протагонист» вышли почти одновременно.
Как складывалась судьбы романов «Часть картины» и «Протагонист»?
«Драматично, потому что все, что касается издания и тиражей – это история про “Протагониста”. У него сразу возникла связь с “Тайной историей” Донны Тартт. Аудитория определенного жанра сразу потянулась на аннотацию и нашла “Протагониста”, а “Часть картины” оказалась в тени. Это книга сложной судьбы. Она первая, много редактировалась, я начала писать ее еще в 2017 году. У “Протагониста” первый тираж – две тысячи, закончился за месяц. “Часть картины” — тираж четыре тысячи – заканчивается только сейчас.
Мне жалко, что “Часть картины” получались немного нелюбимая дочь, хотя книга для меня очень важная. И я признаю все огрехи, которые могли быть в дебюте. Но этим она, возможно, и ценна. Потому что я вижу, как много я в дальнейшем смогу нарастить».
МГИМО, МГУ и «Протагонист»: опирается ли «Протагонист» на преподавательские впечатления автора?
«Академия в моем романе — это такой собирательный лучший вуз страны, соединивший десятки вузов. Но, конечно, у него есть два основания: МГУ, в котором я провела 8 лет, и МГИМО, где я проработала восемь с половиной лет. В романе получился не настоящий, мифический вуз. Немного хтонический, потому что это мое ощущение этого пространства».
Соединение серьезности высказывания с жанровой формой: как триллер проник в Вашу прозу?
«“Протагонист” — это скорее около-детектив. Отчасти это сюжетный крючок, который работает и для меня самой как первого читателя текста. Для меня каждый герой — загадка. Так и в “Цикадах”, и в “Части картины”. Мы постоянно имеем дело с ненадежными свидетельскими показаниями. Но вопрос — почему именно детектив? Я всегда любила читать и смотреть детективы: “Рассказы о Шерлоке Холмсе” были моей настольной книгой. А также была любовь к разгадыванию загадок».
Около-детектив и психологический роман
«Мы очень хорошо понимаем, как делается жанровая литература. Но мы уже настолько начитаны и насмотрены, что также понимаем, как работает психологическая проза. А когда смешиваешь их, появляется третье литературное пространство — там непонятно, как повествование будет двигаться дальше. На зыбкости границ можно сделать что-то новое».
Метод работы с множеством голосов: актерский метод
«Я писатель с актерским методом, то есть я вживаюсь в своих героев: когда ты работаешь с разными героями, у тебя есть возможность пожить разные жизни, не слишком долго проживая одну. С одним голосом в романе писателю может быть тяжело. Хорошо, когда есть несколько персонажей и можно переключаться. Вообще в современной литературе появилась тенденция — разнообразие рассказчиков. Это форма писательского СДВГ, потому что происходит постоянное переключение, и ты не можешь очень глубоко проработать одного персонажа, скачешь из головы в голову».
Напутствие от Аси Володиной тому, кто начинает свой писательский путь:
-
Принять путь ученичества.
-
Помнить, что у текста должна быть структура.
-
Нужно справиться со страхом первого романа: “А вдруг во мне есть только один текст? Нужно написать все важное прямо здесь и сейчас, а вдруг меня не хватит на второй роман”. Но скорее всего, если хватило на один текст — хватит и на второй, и на третий.
-
Если вы понимаете, что у вас что-то хорошо получается, это можно обыгрывать.
-
Видеть свои сильные стороны — значит делать их приемом. Видеть слабые — либо изгонять, либо тоже делать их них прием.
-
Как понять, что ты не пишешь «фигню»? Сравнивать себя не только с лучшими. Каждый проходит свой этап становления: если ты заранее сравниваешь себя с Нобелевским лауреатом, ты просто ничего не напишешь.
-
Осознавать, что ты только в начале пути.