• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.04.01 Филология

Утверждение программы
Протокол Ученого совета от 30.09.2016 № 08
Дата обновления паспорта
Протокол Академического совета от 25.08.2023 № 03
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Не задано

Траектории

2024/2025 учебный год

Художественная проза

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

Художественный перевод

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2023/2024 учебный год

Литературная критика и художественная проза

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Художественный перевод

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Конкурентные преимущества программы

В настоящее время в России крайне остро стоит вопрос о литературном уровне, логике и выразительности письменных текстов, как художественных и научно-популярных, так и чисто прикладных, связанных с самыми разными областями человеческой деятельности – от политики и бизнеса до телевидения, рекламы и рынка видеоигр. Высокий уровень владения письменной речью – залог успешности. Человек, выражающий свою мысль на письме логично, четко, красиво, обладает очевидными конкурентными преимуществами по сравнению с косноязычным коллегой. Профессиональное владение письменной речью – черта интеллектуальной элиты.

Вместе с тем творческое мышление обогащает и научное мышление, делает его более глубоким, богатым, утончает необходимую и в исследованиях научную интуицию, а значит, неотделимо от задач академического образования. Тем не менее до сих пор в России преподавание культуры письменной речи сводилось к изучению того, как изложить свои мысли по поводу того или иного классического произведения (сочинение), или на весьма абстрактные темы, предлагаемые в качестве школьных тем к экзаменам ЕГЭ. Первая ступень высшего образования, несмотря на присутствие в некоторых программах дисциплины по выбору «Культура речи», как правило, не предполагает развития способностей и умений в области творческого письма. 

Магистерская программа «Литературное  мастерство» (Creative Writing) нацелена на подготовку квалифицированных специалистов в области письма и художественного перевода – а потому сочетает в себе два направления изучения: практико-ориентированное и теоретическое с академическим фундаментом.

Программа «Литературное  мастерство» представляет собой инновационный образовательный продукт, в настоящее время не имеющий аналогов в российской высшей школе. Это предопределяется следующими факторами:

  • активно применяемые в Европе и США методики обучения творческому письму (creative writing) до сих пор практически не используются в России; 
  • магистерские программы обучения творческому письму, существующие за рубежом, пока отсутствуют в России;
  • в предлагаемой программе преподают специалисты-практики, которые обладают прикладными навыками и знаниями в области литературного творчества;
  • применяется междисциплинарный подход, позволяющий овладеть полным набором профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы;
  • в ходе образовательного процесса отдельное внимание уделяется преподаванию на английском языке, что позволяет подготовить квалифицированных авторов, способных заниматься профессиональной деятельностью, в том числе и на английском языке.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Магистерская программа «Литературное мастерство» основана на применении комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. Выпускник магистратуры Creative writing должен обладать целым рядом профессиональных компетенций:

В прикладной деятельности:

  • создание прозаического художественного текста – рассказа, повести, романа;
  • создание текста non-fiction в жанре эссе, биография, научно-популярная статья, травелог;
  • создание текста в жанре критической рецензии;
  • создание грамотного текста, имеющего прикладной характер – пресс-релиз, документ, описывающий деятельность компании, история корпорации;
  • создание сценария фильма, сериала, а также пьесы;
  • редактирование художественных и других типов текстов;
  • реферирование всех типов текста официально-делового и публицистических жанров;
  • трансформация различных типов текста (изменение стиля, жанра, целевой аудитории);
  • подготовка публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства.

            В организационно-управленческой деятельности:

  • организация литературных событий – фестивалей, ярмарок, чтений, мастер-классов, творческих вечеров, работы читательских книжных клубов;
  • организация литературных институций – литературных журналов, изданий на регулярной основе, альманахов, сборников;
  • подготовка аналитической информации для принятия решений компаний самого разных направлений деятельности (реклама, консалтинг).

            В преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация образовательных проектов в области литературного творчества;
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе предметов по creative writing.
Характеристики образовательных модулей программы

Программа формирует как прикладные навыки, так и теоретические знания. Для этого необходимо снабдить магистранта комплексными представлениями  об основных техниках писательского ремесла – с одной стороны, об особенностях развития литературы и различных жанров – с другой, о ключевых тенденциях современного литературного процесса, специфике существования книжного рынка и литературных институций, с третьей. Не менее важны и особенности культурного контекста.

С учетом этого в программе можно условно выделить 4 блока дисциплин, каждый из которых фокусируется на том или ином направлении. 

Первый блок дисциплин носит общетеоретический и фундаментальный характер, он призван сформировать базовые знания, необходимые для филолога-литератора. К дисциплинам этого блока относятся: «Методы филологических исследований»;«История русской литературы», «Введение в нарратологию», «Русский поэтический канон», «Западный канон». 

Второй блок сфокусирован вокруг формирования прикладных навыков, освоения ремесленной стороны творческого письма. Этому посвящаются дисциплины «Поэтика рассказа», «Поэтика романа», «Поэтика романа 20 века», «Как писать эссе?», «Эгодокументы: возможности в фикшн и нон-фикшн», «Литературное редактирование», «Creative Writing  на английском языке», «Cторителлинг в разных медиа», «Сценарное мастерство», «Травелог в русской и европейских литературах 18-20 веков», «Биография как жанр». 

Третий блок дисциплин фокусируется на изучении особенностей  развития современного книжного рынка, литературных процессов и институций: это – «Современная русская литература: люди и институты», «Современный книжный рынок и издательский бизнес», «Нобелевский роман».

Четвертый блок дисциплин призван погрузить магистранта в широкий контекст современной культуры, дать ему необходимые сведения, связанные с развитием кино, театра, массовой культуры («Язык кино», «Театр 20 века: многоязычие режиссерских поисков», «История и теория звучащей литературы»).

Магистерская программа основана на принципе сочетания изучения теории и истории литературы и формирования прикладных навыков, необходимых для работы в самых разных учреждениях образования и культуры, международных и российских компаниях.

Проектный семинар

Семинар предполагает подготовку магистрантом самостоятельного творческого проекта – создание завершенного сочинения: цикла рассказов, повести, пьесы, сценария, травелога, биографии, мемуарного текста, критической работы по современной литературе. Для достижения поставленной задачи семинар превращается в творческую мастерскую, в рамках которой под руководством литераторов-практиков обсуждается синопсис будущего произведения каждого из магистрантов, а также его отдельные фрагменты, наконец, все сочинение в целом. В конце первого года магистрант обязан предоставить первую творческую работу небольшого объема, к концу второго года – оконченную работу, по объему равную книге.

Важной особенностью семинара является преподавание в нем специалистов-практиков – писателей, драматургов, авторов прозы нон-фикшн.

Помимо дискуссий и подробного обсуждения заявленных проектов, занятия на семинаре включают участие в семинарах приглашенных экспертов в одной из указанных выше областей, а также освоение основных практических профессиональных навыков, необходимых для успешного завершения проекта, позволяющих использовать их и в дальнейшем, при работе над новыми творческими проектами. 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Литературное мастерство»

Перейти к содержанию программы