Как развивать современный университет?
Межфакультетские образовательные программы позволяют вузам стать более востребованными, но реализация этих программ может входить в противоречие с образовательными стандартами вузов, в которых они создаются. Возникает закономерный вопрос – могут ли такие программы стать точками роста университетов? Обсуждению данной темы был посвящен круглый стол «Межфакультетские образовательные программы: новые возможности развития университетов?» на VIII Международной конференции исследователей высшего образования. Идея проведения этого мероприятия возникла по следам визита студентов магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ на экономический факультет МГУ.
Программы с ориентацией на бизнес-запрос
Анна Тышецкая, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета, рассказала, что в магистерской программе «Game development & VR» они готовят выпускников, которые получают профессиональные знания сразу из нескольких областей. Программа разработана по запросу. «К нам обратилась компания, которой были нужны студенты для запуска стартапов», — рассказывает Анна. После детальной проработки появилась образовательная программа с шестью направлениями. Три из них относились к сфере IT, а ещё три – инноватика, маркетинг, PR и реклама. Получилась монолитная образовательная программа со сложным дизайном, так как внутри было много кросс-предметных дисциплин. «Это интенсивы, которые связаны с такими сферами, как IT, production, PR и реклама, — говорит Тышецкая. — Даже курсовой проект, который выполняют студенты, управляется несколькими преподавателями одновременно. К примеру, со студентами работают кураторы IT, маркетинга и инноватиков. Важно для программы наличие ещё и внешних экспертов». Но все же есть риск, что студенты не углубятся в свою тему, а будут скользить по поверхности и в итоге не получат глубоких знаний по отдельному предмету. В такой ситуации курсовой проект получится интересный и междисциплинарный, но ценность его будет низкой. Чтобы уберечь студентов от подобного, в проекте предусмотрены руководители направлений, которые отвечают за глубину и проработку вопросов. «Также есть люди, которые отвечают за логику построения, — рассказывает Тышецкая. — Эта программа настроена на стартапы, в ней работают продуктологи из бизнеса. Они доводят студенческие проекты до уровня оформленных бизнес-идей. В ближайшее время мы запустим ещё шесть-семь программ».
Межфакультетность в правильном понимании
Однако важно сразу отметить, что ограничение для таких программ — сама факультетская структура. «Когда мы запустили первую программу, мы поняли, что надо менять структуру управления образовательными программами, — замечает Анна Тышецкая. — Такие программы невозможно делать между двумя факультетами». Как выход в вузах создаются специальные межфакультетские структуры, своеобразное вузовское ноу-хау. Дело в том, что в структуру университетов изначально не заложены возможности создания таких межфакультетских программ, однако в процессе поиска возможностей для создания таких программ мы видим, как раскрывается бесконечный потенциал вузов.
Если выбирать международный бизнес, где изначально заложено много компонентов, то, по большому счёту, междисплинарность есть даже в рамках существующих вузовских структур. Но межфакультетность в правильном ее понимании все же подразумевает сотрудничество наук, которые до определённого момента никак вообще не соприкасались. К примеру, экономика и психология. Они долго считались дисциплинами из разных миров – в отличие, скажем, от математики и экономики. Только сегодня мы начали говорить о новых точках совместной работы.
Одно не заменяет другое
Получается, проблема в том, что эти межфакультетские взаимодействия в принципе уже как-то существуют, но пока они просто слабо адаптированы к совместной работе. Нет на экономическом факультете психологов или биологов. Но если завтра такие специалисты потребуются, то непонятно, откуда их брать. Именно поэтому сейчас в вузах появляются такие уникальные межфакультетские программы. Это совсем не значит, что современному вузу нечем заняться и поэтому он начал развивать межфакультетские проекты, усложняя себе жизнь. Но это также не значит, что от монодисциплинарных программ необходимо отказаться в срочном порядке. Они, конечно же, остаются, ведь на них есть спрос. Петр Кирюшин, директор по развитию Центра биоэкономики и эко-инноваций экономического факультета МГУ и руководитель магистерской программы «Менеджмент биотехнологий», реализуемой экономическим факультетом МГУ совместно с биологическим факультетом МГУ, отметил, что междисплинарность все же помогает раскрыть потенциал вуза.
Кому нужны такие выпускники?
Татьяна Анубченко, декан факультета управления из Южного федерального университета, в этой связи заинтересовалась рыночной востребованностью выпускников межфакультетских программ. Пётр Кирюшин рассказал, что у выпускников межфакультетской программы нет проблем с трудоустройством. «Кто-то пошёл в аспирантуру, кто-то работает, а кто-то решил заниматься организацией мероприятий, — поделился Кирюшин. — Некоторые студенты развивают проекты, и я, как руководитель, чувствую отдачу». По большому счёту, межфакультетские программы стартовали года два назад. Поэтому о конкретных результатах говорить рано. Анна Солодухина рассказала, что выпускникам не удается устроиться на позицию, к примеру, нейромаркетологов, так как такой профессии на рынке труда пока нет. Но при этом, выполняя профессиональные обязанности, выпускники таких уникальных межфакультетских программ показывают нестандартные решения проблем. Кто-то идет работать в HR. Должности стандартные, а вот подход к работе у выпускников межфакультетских программ свой, оригинальный. Поэтому проблема трудоустройства для таких уникальных специалистов не стоит остро, отмечают эксперты. Сильная сторона межфакультетских программ не в том, чтобы предоставить рынку большое количество специалистов, а в том, чтобы подготовить уникальные кадры, готовые решать проблемы в узких и сложных областях социально-экономического развития. К примеру, тема биотехнологий. «Запустив такую программу обучения, мы показали, насколько тема биотехнологий актуальна, и выпустили просто первопроходцев», — отметил Кирюшин. Скорее всего, такие специалисты будут востребованы на рынке труда.
Кто же главный в межфакультетской программе?
Однако интересно, как уживаются факультеты в таких программах, как распределяется интеллектуальная собственность между студентами в каждом таком проекте. Возможно, это еще один барьер, который влияет на ценность программ. Скажем, зачем представителям одного факультета вступать в программу другого, если не совсем понятно, кто в итоге возглавит программу? То есть в таких обстоятельствах достаточно сложно распределить роли между участниками. Однако пока именно этот момент не имеет продуманного решения. И у экспертов его тоже не нашлось. Анна Тышецкая рассказала: самое важное, чтобы в вузах вообще появились проекты. Но пока, в силу сложной и жёсткой внутренней структуры вузов, а может, и нашего привычного представления о ней, такие программы создавать достаточно сложно. Соответственно, не стоит ожидать, что уже завтра с десяток таких программ появится в каждом вузе. «Как будут складываться роли внутри таких проектов, мы не знаем точно. Для нас важно, чтобы те возможности, которые уже есть у университетов, были реализованы путем правильного сложения комбинаций внутренних структур. А образовательная программа — это такая рамка, в которой все взаимодействуют».
Межфакультетские образовательные программы — это новый тренд, и весьма перспективны. Но пока он зажат в структуру стандартных вузовских направлений профессиональной подготовки. Попытки выпрыгнуть из этой структуры уже появились. Насколько результаты этих программ будут востребованы рынком, покажет время.
Анна Солодухина
Руководитель магистерской программы «Когнитивная экономика», реализуемой экономическим факультетом МГУ совместно с психологическим факультетом