Научно-исследовательский семинар
Научно-исследовательский семинар (НИС) является одной из форм работы со студентами, которой в магистерской программе отводится приоритетное место. Участие в работе НИС является обязательным для слушателей магистратуры. В рамках НИС слушатели осуществляют подготовку магистерской диссертации. Учитывая специфику программы, НИС призван закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической, экспертной и исследовательской работы. Сочетание высокого уровня научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в НИС.
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
- проведение проблематизации слушателей, позволяющей им выбрать тему магистерской диссертации, связать ее с темами Института образования и/или с потребностями собственной управленческой деятельности;
- поддержка поэтапного выполнения исследовательских и проектно-аналитических диссертаций слушателей, включая подготовку проспектусов и планов-проектов, проведение исследований и написание итоговой работы;
- обсуждение промежуточных и итоговых результатов диссертационных работ слушателей;
- выработка у слушателей навыков научной дискуссии, презентации исследовательских результатов и проектных решений.
Схема и формы работы на семинаре
На первом году обучения слушатели вводятся в курс наиболее актуальных проблем высшего образования и исследований в России и мире, осуществляется самоопределение и выбор темы будущей магистерской диссертации. Для этого слушатели:
- принимают участие в научных мероприятиях Института образования и НИУ ВШЭ, в том числе в конференциях РАИВО и НИУ ВШЭ, еженедельных научных семинарах Института образования (очно и дистанционно);
- принимают участие в семинарах руководителей центров и проектов Института образования;
- работают над выбором темы и описанием диссертации, обсуждают тему и описание с экспертами Института образования;
- совершенствуют методологию подготовки научных и проектно-аналитических работ.
На втором году обучения магистранты разрабатывают и реализуют программу проведения исследовательских и проектно-аналитических работ, презентуют ее преподавателям и приглашенным экспертам, затем обсуждают с ними полученные результаты и оформляют основные части диссертации.
Работа ведется:
- в рамках НИС программы (семинары),
- непосредственно с научными руководителями,
- как и на первом году обучения, магистранты принимают участие в конференциях РАИВО и НИУ ВШЭ, в научных семинарах Института образования с целью самоанализа собственной исследовательской работы, расширения контактов с экспертами.