• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По заветам Ван Гога

Новоколледж ломает все стереотипы сразу. Сейчас не лучшее время для бизнеса в образовании... Этот частный колледж открыли в Новосибирске два года назад, но по количеству и качеству набора он уже обогнал бесплатные государственные. Среднее профессиональное  выбирают молодые люди с низкой мотивацией к учебе... В Новоколледж идут даже выпускники 11 классов. Не для творчества...  Новосибирская модель liberal arts бьет региональные рекорды по количеству желающих на них учиться. Сергей Чернышов и Екатерина Соловьева придумали свой проект, когда были студентами магистратуры «Управление в высшем образовании». Сергей работал в новосибирском вузе и, по его словам, «дошел до точки, когда или уезжаешь, или открываешь что-то свое». Екатерина – проректор Московского института психоанализа: вуз стал инвестором новосибирского проекта. Мы поговорили с ними о том, как удалось запуститься всего за сто дней, почему не надо студентов «готовить к рынку труда» и зачем колледжу жить по заветам Ван Гога.

В режиме реалити-шоу

Мы просто решили сделать колледж, который не колледж. Есть стандартная модель ПТУ – там берут ФГОСы и их исполняют. Это как если бы ресторан создавался только по санитарным нормам. Все было бы правильно, четко, но жутко скучно. Когда мы начали искать кейсы, чтобы взять все лучшее, то обнаружили, что в вузах еще можно что-то подсмотреть – а в колледжах нет, потому что они все удивительно похожи. Исключений буквально десяток на всю страну, кто тестирует новые идеи.

Стали изучать рынок – и поняли, что никого даже убеждать не придется. Это только кажется, что в СПО много вариантов. Если хочешь современную специальность, например, дизайн, программирование, право, то будут большие проблемы с бюджетными местами. Их несколько сотен на полуторамиллионный город, а, например, на машиностроение – 2,5 тысячи мест. Вот 60 государственных колледжей Новосибирска и живут по принципу: зачем быть привлекательным, если у тебя тысяча бюджетных мест. Все равно кто-нибудь да придет. Работать с родителями, со школами, что-то придумывать, устраивать – это никому не надо.  

Первый наш успех состоял в том, что мы создали колледж ровно за 100 дней. С момента подачи документов на регистрацию юрлица до получения лицензии на право вести образовательную деятельность. Получили – и немедленно начали набор. Были моменты, когда казалось, что все пойдет прахом из-за нашей бюрократии. Мы просто каждый день рассказывали в соцсетях, что случилось у нас сегодня.

Идею «создать за 100 дней» превратили в медийный проект. Родители следили за ним и говорили: «Если вы откроетесь, то мы к вам точно придем», еще до лицензии у нас было 40 предварительных договоров. В итоге мы приняли 120 человек – больше, чем планировали. А на второй год заложили 350, но приняли 495 – это второе место среди колледжей Новосибирской области. А в этом году станем первыми.  


«Ты веришь в единорогов? А они в тебя верят!»

Первые полгода у нас подростки просто учатся не бояться взрослых. Мы это прямо видим. Все-таки среди наших учеников много тех, кто не ждал ничего хорошего от системы образования: например, в школе красил волосы в синий цвет и получал за это тройки по поведению. Если человек спит на диване в коридоре – для нас это не проблема. Плакаты – не о том, как надевать противогаз, а что-нибудь вроде «Ты веришь в единорогов? А они в тебя верят!». Или цитата Винсента Ван Гога: «Нормальность – это как асфальтированная дорога: ехать удобно, но цветы на ней не растут». Это примерно и есть концепция нашего колледжа.

Экспериментируем с форматами. Наша миссия – показать своим существованием, что среднее образование может быть иным. Свободным, не таким, как привыкли видеть ПТУ. Кому-то нужна армейская дисциплина по жизни – бога ради, а у нас будет по-другому.

Мы считаем, что важнее не готовить человека к конкретному рабочему месту, а давать ему широкую подготовку. Выпускать счастливых людей, а не «кадры для рынка труда». Важнее научиться работать в команде, задавать правильные вопросы, занимать исследовательскую позицию. Тем более, в наше время множество студентов уже работает на себя, и никакие работодатели им не нужны. Кто-то из наших студентов держит магазин в инстаграме, а, например, девочка-дизайнер рисует карты таро – как она говорит – «для какой-то ведьмы». И хорошо зарабатывает. Но мы, конечно, налаживаем контакт с работодателями тем, кому это нужно: колледж гибкий, можно внедрять стажировки, практики, именные стипендии и в целом построить проектно-ориентированное обучение под конкретные задачи.


Получился тренажер реальной жизни

Отличия от государственного колледжа начинаются с приема. Мы полагаем, что средний балл аттестата не говорит о человеке примерно ничего, и принимаем по комплексному экзамену: собеседование, решение кейса и портфолио. На первом курсе студент выбирает себе предметы – 30% программы создает себе сам, и делает это каждые полтора месяца.

Часть курсов проводим на базе партнеров – например, что-то студенты учат в одном из вузов-партнеров, а что-то в Областной научной библиотеке. Нам важна открытость и возможность привлекать как можно больше внешних экспертов. Получается тренажер реальной жизни, когда встречаешься за день с разными людьми в разных ситуациях. Этому помогает модульный принцип, когда большая часть предметов умещается в полтора месяца. Так проще звать экспертов, потому что подписаться на что-то на полтора месяца удобнее, чем на полгода.

Мы без проблем перешли в дистант в период пандемии, потому что развивали собственную платформу. Собираемся привлекать преподавателей из других регионов. Например, ученый из Академгородка ведет совершенно потрясающий курс по астрономии. Но мы продолжаем спорить о доле онлайна. В колледжи поступают в 15 лет: большую роль играет первая любовь, переглядывания на парах, разговоры на переменах, драки. Какая-то химия происходит, которая в онлайне невозможна – ее нельзя потерять.


Планировали университет будущего, а построили колледж настоящего 

Когда учились в магистратуре, на курсе по стратегическому менеджменту Геннадия Константинова мы строили университете будущего – потрясающий курс потрясающего преподавателя. Домечтались до многого, что потом учли в собственной бизнес-модели. Например, очевидную, казалось бы, идею о том, что планировать развитие нужно не исходя из текущих ресурсов или состояния системы, а исходя из цели, которой мы хотим достичь. А ведь это и есть та самая «ключевая идея», которой не хватает многим колледжам в нашей стране. От университета будущего – и акцент на формирование soft skills, экспертных компетенций, неформальное обучение, тьюторство, решение личностных проблем студента.

Нашими бизнес-скиллами мы точно обязаны программе, особенно дисциплинам «Современные проблемы высшего образования», «Проектное управление вузом», «Маркетинговые стратегии вузов и маркетинг образовательных услуг» и другим, исследовательским визитам в ведущие университеты. Даже в частностях: вот академический руководитель Кирилл Зиньковский рассказывал, как выстраивает программу, как стратегические цели превращает в конкретные задачи и как их выполняет. Мы научились у него, как соединять онлайн и офлайн в программе колледжа, как пригласить лучших преподавателей со стороны, чем их заинтересовать.  

Но главное – сложилось сообщество. Не только наша группа, но выпускники других лет. Это такая традиция программы, когда «старшие» обязательно знакомятся с «младшими»: выступают экспертами на обсуждении их кейсов, проектов, консультируют, неформально общаются. Сомневаемся в чем-то, идем в наш общий чат – получаем ответы на любые вопросы. Лучшие люди из лучших вузов делятся опытом. И мы делимся. И у себя в регионе общаемся и с выпускниками, и с теми, кто готовится поступать. Программа создает у всех, кто с ней связан, какой-то  общий культурный код – мы всегда поможем друг другу.

Вообще, благодаря магистратуре у нас много проектов на курсе появилось – не только наш. Сюда приходят, как и мы, с большим опытом работы в вузах, но зашоренные. Здесь происходит полная пересборка – переосмысливаешь ход реальности.  Это такая звездная история: яркие, известные люди показывают тебе, что возможностей масса, о которых ты даже не думал.

Магистерская программа «Управление в высшем образовании»