Как компаниям достичь устойчивости в условиях шоков
Вопросы устойчивости бизнеса сегодня приобрели исключительную актуальность как в деловой, так и в академической среде. Истоки этого интереса уходят к энергетическим кризисам 1970-х годов, кризисам 2000-х и потрясениям, вызванным пандемией COVID-19. Эти события инициировали активные дискуссии в академическом и бизнес-сообществе, касающиеся факторов, влияющих на устойчивость компаний (corporate resilience).
Школа финансов Факультета экономических наук НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя университета Ярослава Кузьминова, провела исследование, целью которого было изучение трансформации российских корпораций. Основные задачи исследования включали оценку сравнительных уровней устойчивости российских компаний, которые столкнулись с разрывом цепочек поставок, потерей рынков сбыта, а также драматическими изменениями условий расчетов и финансирования. Исследовательская группа сосредоточила внимание на анализе устойчивости российской экономики в условиях жестких санкций.
Недавние экономические и геополитические шоки, обусловленные введением масштабных санкций против российского бизнеса и бойкотом России западными странами после февраля 2022 года, придали вопросам уязвимости бизнеса новый контекст.
Новизна текущей ситуации заключается не только в осознанно созданных, а не спонтанно возникших шоках, но и в их масштабности. В этих условиях перед исследователями и бизнес-экспертами встает вопрос: как изменяются подходы к проблематике устойчивости компаний? Достаточно ли изучать эти вопросы исключительно через призму уязвимости бизнеса к новым рискам?
Важной частью исследовательского проекта было создание многоаспектной картины финансовых практик российских компаний в ответ на санкции. Такие практики позволили бизнесу избежать кризиса и начать накапливать ресурсы и драйверы для укрепления устойчивости. Таким образом, понимание устойчивости компании выходит за пределы простой реакции на внешние шоки. Исследователи рассматривают устойчивость как состояние, включающее не только набор механизмов сохранения, но и стратегию роста в условиях шоков.
10 шагов к гибкости
Проведенный опрос финансовых и генеральных директоров компаний позволяет выделить десять ключевых факторов, обеспечивших устойчивость компаний перед лицом структурного санкционного кризиса.
- Существенная доля продаж на внутреннем рынке. Это позволило многим компаниям сохранить объемы выручки, хотя рентабельность продаж сократилась.
- Закупки на внутреннем рынке или на рынках дружественных стран. Импортозамещение, закупки у локальных производителей или у производителей из дружественных стран помогли сохранить непрерывность производства, а также обеспечить прибыльность.
- Организационная гибкость, сформированная в период эпидемических мер 2020–2021 гг. Руководители и сотрудники компаний уже столкнулись с необходимостью трансформации логистических цепочек в 2020–2021 гг. Это было связано с эпидемическими мерами по отношению к новой коронавирусной инфекции.
- Подготовка к возможным рестрикционным мерам со стороны поставщиков из США и ЕС. Многие компании, начиная с момента первого введения санкций и по мере роста геополитической напряженности, создавали дополнительные запасы запчастей и комплектующих к импортному оборудованию, корректировали инвестиционные планы в сторону превентивной закупки критического оборудования, а также осуществляли работу, направленную на импортозамещение по всей цепочке создания стоимости (от закупок до продаж).
- Гибкое инвестиционное планирование. Большинство опрошенных компаний за последние годы внедрили продвинутые практики инвестиционного планирования, учитывающего как будущие потребности рынка, так и возможные ограничительные меры. Выиграли те компании, которые к 2022 г. обновили большую часть производственных фондов, а также способны гибко корректировать инвестиционные программы в зависимости от конъюнктуры внешней среды.
- Заблаговременное создание финансовой инфраструктуры. После первых санкционных мер 2014 г. Банк России и Правительство РФ приняли значительные меры по созданию суверенной финансовой инфраструктуры. К числу созданных систем относятся система передачи финансовых сообщений (СПФС), национальная система платежных карт (НСПК), система быстрых платежей (СБП), инфраструктура Московской биржи, институты рейтингования и многие другие.
- Накопление кризисного управленческого опыта. Многие компании начали попадать в санкционные списки начиная с 2014 г., часть из них даже включена в самый ограничительный список США — SDN-лист. У большого числа высших руководителей был сформирован опыт работы в условиях санкционных ограничений. Кроме того, были приняты меры как на уровне государства, так и на уровне компаний для снижения зависимости от инфраструктуры западных рынков.
- Укрепление корпоративного управления. За последнее десятилетие в крупных компаниях уже сложилась результативная система корпоративного управления, включающая эффективные советы директоров, постепенное повышение их независимости, повышение качества управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита. С другой стороны, был снижен риск незаменимого человека за счет постепенной передачи функций корпоративного управления наемным менеджерам.
- Развитие человеческого капитала. За последнее десятилетие компании вложили большое количество средств и усилий в развитие человеческого капитала. Постепенно пришло понимание, что именно человеческий капитал — это тот некопируемый внутренний ресурс, который позволяет достичь и поддерживать устойчивое конкурентное преимущество.
- Быстрые антисанкционные меры, принятые Правительством РФ. С начала структурного кризиса Правительством было принято большое количество антикризисных мер, позволивших бизнесу «дышать». К числу таких мер относятся субсидии и льготные кредиты, возможность поставлять товары и комплектующие по параллельному импорту, смягчение контрольно-надзорных мер, адресные меры поддержки пострадавших отраслей, предоставление отсрочек выполнения обязательств инвестора и многие другие.
***
Исследование подчеркивает важность комплексного подхода к изучению устойчивости компаний, который позволяет не только выживать, но и адаптироваться к новым условиям для дальнейшего развития.
Со всеми результатами исследования можно познакомиться в книге «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшей в 2024 году в Издательском доме ВШЭ. Отметим, что издание подготовлено в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» (программа Минобрнауки России «Приоритет 2030»).
Источник: IQ MEDIA