IX Осенняя выездная школа «Историко-культурное наследие Северо-Восточной Руси»
С 19 по 23 сентября в рамках общеуниверситетского проекта «Открываем Россию заново» прошла традиционная выездная осенняя школа под руководством доцентов школы исторических наук Л.К. Масиеля Санчеса и А.Ю. Виноградова.
В этом году поездка проходила в особенно интересных условиях. Из-за пандемии закрылись многие места общественного питания, изменился режим работы музеев и не было до конца понятно, как все пройдет в итоге. Однако, благодаря трудам и заботам Германа Барояна, занимавшегося логистикой нашего путешествия, все прошло как нельзя лучше.
По итогам поездки мы всегда составляем топы полюбившихся памятников. В этом году впечатлений было так много, что мы решили разделить архитектуру и интерьеры (живопись и иконостасы, а не общее архитектурное решение), выбрав по три памятника в каждой номинации. Итак,
Топ-3 архитектурных памятников:
1. Ц. Сергия Радонежского в Татищевом погосте (ц. 1803–1810, трапезная 1848–1851), упомянутая 10 участниками, многими из которых поставлена на первое место. Этот памятник, один из немногих классических в нашей поездке, особенно сильно выделяется среди допетровской архитектуры. Красота и гармоничность здесь еще и в форме ротонды – одной из немногих в русской архитектуре.
2. Советская застройка поселка Борок (1950-е – 1980-е), единственный памятник гражданской архитектуры в этой поездке. Борок — бывший наукоград, каждый из памятников которого построен словно в подражание одному из классиков модернизма, но при этом все вместе они составляют цельное архитектурное пространство.
3. Казанская ц. в Курбе (1741–1770), поразившая нас своим шестнадцатилепестковым планом. Церковь — уникальный и смелый, хотя и несколько старомодный для своего времени эксперимент, производит впечатление еще и своим размером, которое усиливается за счет отдельностоящей высокой колокольни.
Топ-3 интерьеров:
1. Воскресенский собор в Больших солях (ныне Некрасовское, ц. 1700–1717, трапезная 1825), как памятник разрушений церквей в советское время, с красноречивой надписью «искусство принадлежит народу». На втором ярусе сохранились невероятные по своему качеству фрески, которые сейчас медленно разрушаются.
2. Ц. Троицы в Вощажниково (ц. 1786–1796, росп. 1791–1794), с редкими сюжетами росписей в притворе. Кроме прочего, это еще и отличный пример даже не столько реставрации, сколько сохранения первоначальных интерьеров.
3. Ц. Ризоположения в Семеновском (ц. 1784), до которой мы какое-то время добирались пешком, прокладывая свой путь через высокие травы, мимо небольших озер. Росписи внутри довольно интересно вписаны в пространство церкви: углы восьмерика проходят ровно посередине сюжетов, иногда придавая этому некий композиционный смысл, а иногда — нет.
Третью позицию также заняла еще одна церковь — ц. Спаса Нерукотворного в Николо-Заболотье (ц. 1690, росп.1693).
Эта церковь, при простоте и типичности внешнего облика отлично сохранила внутри росписи XVII в.
Отчет об экспедиции по дням можно посмотреть здесь.
Текст подготовила Ксения Линькова
Виноградов Андрей Юрьевич
Школа исторических наук: Доцент
Масиель Санчес Лев Карлосович
Школа исторических наук: Доцент