Студенты 1 курса приняли участие в форуме «Стань выше с Вышкой!»
На базе НИУ ВШЭ состоялся двухдневный форум «Стань выше с Вышкой!» — комплекс мероприятий для школьных педагогов, методистов и управленцев на тему «Новая реальность общего образования: сотрудничество школы и университета». Форум проходил в гибридном формате: секции и мастер-классы были организованы как очно, так и в формате вебинара на платформах ММСО и НИУ ВШЭ.
Форум «Стань выше с Вышкой!» проводится с 2015 года и с каждым разом привлекает все больше участников. Изначально аудитория насчитывала лишь несколько десятков человек. В этом году в нем очно приняли участие порядка 350 человек, еще 26 000 подключились к трансляциям. За два дня проведено 16 секций и 27 мастер-классов. Представлены 83 российских региона, а также 15 зарубежных стран. Очными участниками форума стали представители самых разных субъектов Российской Федерации, в их числе Красноярский край, Мурманская, Кемеровская, Калининградская и Новосибирская области, Забайкальский край (Чита), республики Башкортостан, Бурятия, Тыва.
Ключевыми направлениями работы форума стали профессиональное развитие учителей, проектирование образовательного процесса, оценивание и измерения в образовании, цифровая инфраструктура, развитие метапредметных навыков, профориентация в школе, изменения ФГОС, а также развитие сотрудничества организаций общего образования и НИУ ВШЭ. Информационные партнеры — интернет-издание «Мел» и телеграм-канал управляющих советов образовательных организаций, партнер программы — проект «Билет в будущее», официальная соцсеть форума — «ВКонтакте».
В первый день участники обсудили образовательные технологии, апробированные кампусами и партнерскими школами НИУ ВШЭ, посетили мастер-классы ведущих специалистов вуза, узнали о новых методах в преподавании, пообщались с экспертами университета. Второй день прошел на площадках пяти партнерских школ, где были представлены результаты их взаимодействия с университетом, а также Лицея НИУ ВШЭ.
Илья Новокрещенов
Как отметил заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов, разные вузы по-разному выстраивают взаимодействие со школами. Для некоторых вузов это взаимодействие неважно, а у таких, как НИУ ВШЭ, подход принципиально иной. Они стараются максимально плотно работать со школами, чтобы помогать ребятам формировать основы академической культуры, которые в будущем обязательно пригодятся при обучении. «Развитие сети партнерских школ и привлечение сначала учителей, а затем ребят к университетским мероприятиям способствует взаимопроникновению культур средней и высшей школы», — считает замруководителя департамента.
Он добавил, что, в отличие от ситуации середины 2010-х годов, когда вузы и школы тоже сотрудничали, сейчас инструменты их взаимодействия тиражируются, а само сотрудничество организуется на институциональной основе. В частности, все проекты предпрофессионального образования в системе образования Москвы, позволяющие ребенку с 7–8-го класса погружаться в выбранную область знаний, предусматривают наличие вуза-партнера, и Высшая школа экономики активно участвует в таких проектах.
Заместитель проректора, директор по стратегической работе с абитуриентами НИУ ВШЭ Александр Чеповский считает, что любое партнерство можно считать успешным, когда оно взаимовыгодно. Партнерство между общим и высшим образованием действительно является таковым, и НИУ ВШЭ — один из локомотивов сотрудничества. У Вышки около пятисот партнерских школ в разных субъектах Федерации, причем школы имеют разные статусы, подразумевающие разные опции.
Александр Чеповский
Александр Чеповский пояснил, что учителя и администраторы таких школ получают поддержку со стороны университета, который проводит большое число предметных школ для учителей, в том числе летнюю школу, курсы повышения квалификации, различные лекции и мастер-классы. Впервые на базе факультета социальных наук был апробирован проект «Учитель-партнер факультета НИУ ВШЭ». В течение года для таких учителей проводились вебинары, они готовились к занятиям вместе с профессорами, открывая для себя новые методические подходы. В дальнейшем эту практику планируется масштабировать на другие факультеты, сообщил заместитель проректора.
Дмитрий Фишбейн
В рамках форума опытом работы с учениками 9–11-х классов поделился Лицей НИУ ВШЭ. На его площадке побывали управленческие команды школ из разных регионов страны, администраторы и преподаватели поделились своими секретами и лайфхаками. «Нам действительно важно рассказать коллегам о своем опыте, в том числе о том, в какие ловушки мы попадали и как из них выбирались, — отметил директор лицея Дмитрий Фишбейн. — Поэтому мы организуем стажировки, курсы повышения квалификации, региональные выезды, и мне кажется, что это всегда взаимный интерес. Мы смотрим, как работают коллеги, а они интересуются тем, что делаем мы».
Татьяна Хавенсон
По мнению директора департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Хавенсон, учителям и руководителям школ необходимо опираться в своей работе не только на свой опыт, но и на данные. Педагог-исследователь понимает, в каких ситуациях лучше выбрать то или иное методическое решение, и всегда может посмотреть, что об этом известно науке. Вышка организует партнерство со школами при проведении образовательных исследований, и это повышает эффективность работы учителей. Кроме того, учителя и руководители школ становятся студентами магистерских программ Института образования.
Ульяна Аристова
Профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ Ульяна Аристова провела в рамках форума секцию, посвященную креативным индустриям. Она подчеркивает, что интерес к этой теме со стороны учителей растет с каждым днем, стартует проект «Класс креативных индустрий в московской школе». Школа дизайна не остается в стороне от этого процесса и готова предложить свои образовательные продукты школам и Москвы, и других регионов, причем продукт может быть создан под запрос образовательной организации, в том числе в онлайн-формате. «Сотрудничая с Вышкой, школа попадает на передовой край педагогической науки и образования, всего, что происходит в различных областях знания», — подчеркнула Ульяна Аристова.
Кирилл Сорвин
Заместитель декана факультета социальных наук, руководитель авторского коллектива линейки учебников по обществознанию Кирилл Сорвин провел секцию «Прямое партнерство учителей с НИУ ВШЭ. Проект “Учитель-партнер” для учителей обществознания». Он напомнил, что в начале лета статус учителей-партнеров получили 7 учителей, еще 13 — статус кандидата в партнеры. Этот формальный статус стал основой для содержательных отношений, и за прошедшие месяцы многое было сделано.
По мнению Кирилла Сорвина, очень часто учителей воспринимают как младших братьев вузовских преподавателей, но это не так. На самом деле это люди с огромным потенциалом и опытом. И в этом году начался процесс включения учителей в состав жюри интеллектуальных состязаний, которые Вышка проводит для школьников. Кроме того, запущены онлайн-курсы для учеников учителей-партнеров (каждому учителю была выделена квота в размере 4 мест), причем в эти курсы интегрированы и сами учителя. 21 октября стартовал второй этап набора в учителя-партнеры, который продлится 20 дней.
Ирина Резанова
На закрытии форума директор Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ Ирина Резанова напомнила, что в ближайшее время начнется реализация проекта «Постфорум». Он включает в себя ежемесячные вебинары преподавателей и экспертов НИУ ВШЭ, где они делятся методическими рекомендациями с учителями, методистами и школьными администраторами. Возможно проведение вебинаров по запросам.
«Мы работаем прежде всего для вас, ваш запрос и ваш отклик для нас очень важен, — обратилась Ирина Резанова к участникам форума. — Спасибо, что были с нами, надеемся на плодотворное сотрудничество в рамках “Постфорума”. До встречи на наших вебинарах!»