Паспорт образовательной программы
41.04.04 Политология
Нет
2 года 6 месяцев
Очно-заочная форма обучения, 120 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
Не задано
2024/2025 учебный год
Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
ПК-1 Способен использовать актуальные результаты научных исследований в политической науке и смежных дисциплинах, разрабатывать приложения политической науки для решения практических задач профессиональной деятельности
ПК-2 Способен работать с современной научной литературой (включая литературу на английском языке), анализировать состояние и тенденции развития политической науки
ПК-3 Способен использовать в научной и проектной деятельности современные базы эмпирических данных (в том числе зарубежные), самостоятельно создавать базы данных для реализации исследовательских и практических задач
ПК-4 Способен осуществлять анализ эмпирических данных (политических, экономических и социологических исследований) с помощью современных качественных и количественных методов и с использованием соответствующего программного обеспечения
ПК-5 Cпособен разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом, с опорой на современные методологии политической науки и общенаучные подходы
КОР-1 Имеет представление об основных теориях, подходах, концепциях и категориях, используемых в мировой политической и социологической науках
КОР-2 Способен разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом, с опорой на современные методологии социальных наук и общенаучные подходы
КОР-3 Способен осуществлять анализ эмпирических данных (политических, экономических и социологических исследований) с помощью современных качественных и количественных методов
КОР-4 Способен осуществлять самостоятельную подготовку обобщающих аналитических материалов (обзоров, записок, докладов, отчетов, рекомендаций и др.), сформулировать свою собственную (экспертную) позицию по проблеме, изложить ее в письменной и устной форме (с учетом адресата, использованием адекватной терминологии и т.д.) так, чтобы она была понята и принята
КОР-5 Способен проектировать совместную (командную) и индивидуальную образовательную и научно-исследовательскую деятельность учащихся на основе специальных научных знаний и результатов современных социальных исследований
КОР-6 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение, в том числе цифровое, для их реализации
КОР-7 Способен подготовить учащихся к успешному выступлению в обществоведческих олимпиадах разного уровня и научно-исследовательских конкурсах
2. Практический модуль формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертноаналитическую.
3. Профессиональный модуль предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
4. Дополнительный модуль (МагоЛего) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
5. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
2023/2024 учебный год
Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
- Имеет представление об истории, закономерностях и тенденциях развития современных социальных наук
- Имеет представление об основных теориях, подходах, концепциях и категориях, используемых в мировой политической и социологической науках
- Способен разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом, с опорой на современные методологии социальных наук и общенаучные подходы
- Способен осуществлять анализ эмпирических данных (политических, экономических и социологических исследований) с помощью современных качественных и количественных методов
- Способен осуществлять самостоятельную подготовку обобщающих аналитических материалов (обзоров, записок, докладов, отчетов, рекомендаций и др.), сформулировать свою собственную (экспертную) позицию по проблеме, изложить ее в письменной и устной форме (с учетом адресата, использованием адекватной терминологии и т.д.) так, чтобы она была понята и принята
- Способен проектировать совместную (командную) и индивидуальную образовательную и научно-исследовательскую деятельность учащихся на основе специальных научных знаний и результатов современных социальных исследований
- Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение, в том числе цифровое, для их реализации
- Способен подготовить учащихся к успешному выступлению в обществоведческих олимпиадах разного уровня и научно-исследовательских конкурсах
- Способен использовать актуальные результаты научных исследований в политической науке и смежных дисциплинах, разрабатывать приложения политической науки для решения практических задач профессиональной деятельности.
- Способен работать с современной научной литературой (включая литературу на английском языке), анализировать состояние и тенденции развития политической науки
- Способен использовать в научной и проектной деятельности современные базы эмпирических данных (в том числе зарубежные), самостоятельно создавать базы данных для реализации исследовательских и практических задач
- Способен осуществлять анализ эмпирических данных (политических, экономических и социологических исследований) с помощью современных качественных и количественных методов и с использованием соответствующего программного обеспечения
- Способен разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом, с опорой на современные методологии политической науки и общенаучные подходы
2. Практический модуль формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертноаналитическую.
3. Профессиональный модуль предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
4. Дополнительный модуль (МагоЛего) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
5. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
2022/2023 учебный год
Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
- КОР-1 Имеет представление об истории, закономерностях и тенденциях развития современных социальных наук.
- КОР - 2 Имеет представление об основных теориях, подходах, концепциях и категориях, используемых в мировой политической и социологической науках.
- КОР - 3 Способен разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом, с опорой на современные методологии социальных наук и общенаучные подходы.
- КОР - 4 Способен осуществлять анализ эмпирических данных (политических, экономических и социологических исследований) с помощью современных качественных и количественных методов.
- КОР - 5 Способен осуществлять самостоятельную подготовку обобщающих аналитических материалов (обзоров, записок, докладов, отчетов, рекомендаций и др.),сформулировать свою собственную (экспертную) позицию по проблеме, изложить ее в письменной и устной форме (с учетом адресата, использованием адекватной терминологии и т.д.) так, чтобы она была понята и принята.
- КОР - 6 Способен проектировать совместную (командную) и индивидуальную образовательную и научно-исследовательскую деятельность учащихся на основе специальных научных знаний и результатов современных социальных исследований.
- КОР - 7 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение, в том числе цифровое, для их реализации.
- КОР - 8 Способен подготовить учащихся к успешному выступлению в обществоведческих олимпиадах разного уровня и научно-исследовательских конкурсах.
практических задач профессиональной деятельности.
ПК - 2 Способен работать с современной научной литературой (включая литературу на английском языке), анализировать состояние и тенденции развития политической науки
ПК - 3 Способен осуществлять анализ эмпирических данных (политических, экономических и социологических исследований) с помощью современных качественных и количественных методов и с использованием соответствующего программного обеспечения
ПК - 4 Способен разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом, с опорой на современные методологии политической науки и
общенаучные подходы
ПК - 5 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
ПК - 6 Способен осуществлять самостоятельную подготовку обобщающих аналитических материалов (обзоров, записок, докладов, отчетов, рекомендаций и др.) и предложений для лиц,
принимающих решения в политической сфере.
- Единственная в России программа, на которой учителя не только повышают квалификацию преподавателя обществознания, но и получают степень магистра политологии.
- Высокопрофессиональные преподаватели. Программу ведут авторы школьных и вузовских учебников, методисты высокого уровня, эксперты, включенные в систему подготовки и проверки заданий ЕГЭ, Всероссийской олимпиады школьников, Международной олимпиады молодежи (МОМ), олимпиады школьников «Высшая проба». 90% преподавателей программы – доктора и кандидаты наук.
- Индивидуальная образовательная траектория, которую можно формировать из курсов по выбору и онлайн-курсов.
Обучение на программе позволяет:
- Стать более востребованным на рынке труда учителем-предметником: выходить на конкурсы, держать высокие KPI по подготовке школьников к олимпиадам и экзаменам.
- Работать в методическом объединении: разрабатывать образовательные программы, критически оценивать учебные материалы и т.д.
- Строить карьеру внутри школьной системы: работать завучем или директором.
- Иметь подготовку на стыке социальных дисциплин, уметь работать с поисковыми системами и научными базами, быть в курсе педагогических инноваций и современных подходов к коммуникациям.
- Получить навыки аналитической, учебно-методической, научно-исследовательской, экспертной и организационно-управленческой работы в сфере образования.
Помимо универсальных компетенций (способности рефлексировать освоенные научные методы и способы деятельности; изобретать новые способы и инструменты профессиональной деятельности; самостоятельно осваивать новых методы исследования; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень; принимать управленческие решения и нести за них ответственность; анализировать и оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности; организовать многостороннюю коммуникацию), в перечень компетенций выпускника программы входят:
а) общепрофессиональные компетенции, включающие способность:
- выстраивать профессиональную коммуникацию по профилю деятельности на основе применения различных коммуникативных технологий;
- осуществлять поиск информации и решать задачи профессиональной деятельности с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и программных средств;
- оценивать, моделировать и прогнозировать социально-политические процессы на основе методологии теоретического и эмпирического исследования;
- проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях;
- разрабатывать и реализовать организационно-управленческие решения по профилю деятельности;
- самостоятельно выстраивать стратегии представления результатов своей профессиональной деятельности
- разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований.
б) профессиональные компетенции, включающие способность:
- использовать актуальные результаты научных исследований в политической науке и смежных дисциплинах;
- работать с современной научной литературой, анализировать состояние и тенденции развития политической науки;
- использовать в научной и проектной деятельности современные базы эмпирических данных;
- осуществлять анализ эмпирических данных с помощью современных качественных и количественных методов и с использованием соответствующего программного обеспечения;
- разрабатывать дизайн научного и прикладного исследования, в том числе выполняемого коллективом;
- осуществлять самостоятельную подготовку обобщающих аналитических материалов.
а) Базовые курсы
«Современная политическая наука»: дает представление о методологии, методах, институциональном дизайне и эффективности власти, демократии и демократизации, правах человека и политическом неравенстве. Отдельно освещаются вопросы современной политэкономии, проблемы коллективного выбора и подходы к изучению политических конфликтов.
«Теория и методология политических исследований»: раскрывает основные модели объяснения и логику политологического исследования, особенности нормативной политической теории, проблематику постмодернизма, институционализма и поведенческого анализа.
«Мир политики: системы, режимы, процессы»: раскрывает феномен российского пространства и его влияние на политическое, экономическое, социальное и культурное развитие России, особенности развития России в эпоху Модерна и перспектив трансформации российской государственности в эпоху Постмодерна.
«Современное общество»: рассматривает формирование и развитие российского общества на протяжении последних десятилетий и дает палитру взглядов гуманитарных и социальных наук на него.
«Коммуникация, образование, технологии»: помогает осмыслить влияние изменений в системе образования на участников образовательных отношений, образовательный процесс и образовательные технологии.
б) Курсы по выбору
Политологический цикл:
«Человек и политика»;
«Войны и политические конфликты»;
«Политическая география»;
«Современная российская политика»;
«Государственная власть в современной России».
Педагогический профиль:
«Педагогический дизайн»
«Курс обществознания в школе: современные требования к содержанию и методике преподавания»
«Интеллектуальные ресурсы преподавателя»
Междисциплинарные курсы:
«Теория и практика исторических реконструкций»
«Философия европейской драмы»
в) Научно-исследовательский семинар: формирует и развивает у студентов навыки проведения самостоятельного научного политологического исследования.
г) Проектный семинар: помогает освоению студентами знаний, умений и навыков, позволяющих профессионально участвовать в реализации исследовательских и образовательных проектов академического и прикладного характера.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин