О программе
Основная цель программы — подготовка аналитиков современных рынков, способных сочетать базовые теоретические знания в области экономической теории и экономической социологии, полученных в бакалавриате, с современными методами сбора и анализа данных и практическими навыками маркетингового "ремесла". Предлагаемая магистерская программа сочетает теоретическую, методологическую и прикладную подготовку, предоставляя студентами перспективы для академического развития, и, в большей степени, открывая широкие возможности трудоустройства на рынке прикладных исследований.
Специфика данной программы и ее отличие от традиционных маркетинговых программ связана с подготовкой студентов в области углубленного изучения социальных аспектов функционирования рынков. Подобный социальный анализ рынков, помимо изучения базовых характеристик спроса и предложения, связанных с анализом цен, объемов и структуры реализуемой продукции, предполагает углубленное рассмотрение следующих аспектов функционирования рынков:
- мотивов и моделей поведения основных участников рынка;
- внутри- и межорганизационных рыночных структур, включая деловые сети и стратегические альянсы;
- формальных и неформальных институтов, регулирующих поведение участников рынка;
- социокультурных параметров, формирующих представления о рынках и их участниках;
- властных отношений участников рынка и органов государственного управления.
Содержательная структура программы
Социальный анализ рынков является слишком широкой аналитической областью. И в заявленной программе не ставится непосильная задача охватить все подходы и все виды существующих рынков. Программа фокусируется на экономико-социологических подходах и определенных группах рынков, которые максимально приближены к конечному потребителю. Речь идет о подходах к анализу рыночных сегментов, связанных прежде всего не с производством промежуточных продуктов, а с конечным потреблением продуктов и услуг, а также с функционированием рынков труда (включая внешние рынки труда и внешние рынки труда крупных корпораций). Именно в этих сегментах, ориентированных непосредственно на человека как работника и потребителя, существует высокий спрос на специалистов с социологическим образованием. И именно здесь специалист с экономико-социологической подготовкой оказывается наиболее эффективным.
Программа включает четыре основных блока учебных дисциплин.
Первый блок связан с экономико-социологической теорией рынков, рассмотрением их основных субъектов и анализом их отдельных, наиболее важных рынков. Здесь предлагается вводный теоретический курс «Социология рынков». За ним следуют курсы, посвященные поведению потребителей и предпринимательскому поведению. В «отраслевой» части речь идет о рынках труда, потребительских рынках, малом предпринимательстве.
Второй блок дисциплин помогает студентам поднять уровень знаний и навыков в области методологии анализа. Здесь происходит углубленное изучение методов сбора количественных и качественных данных, а также методов социологического измерения и анализа этих данных.
Третий блок включает экономические дисциплины, разработанные для социологов - «Экономический анализ современных рынков», «Экономическая теория труда и трудовых отношений», «Финансовые рынки». Они призваны расширить сферу экономических знаний.
Наконец, четвертый блок предоставляет возможность освоить элементы «ремесла», связанные с конкретными практиками работы в области анализа потребительского поведения, маркетинга, рекламы, брендинга.
Данная программа организуется на факультете социальных наук как межкафедральная программа, в которой участвуют все кафедры департамента социологии. При этом основная нагрузка примерно равными долями ложится на две кафедры — экономической социологии и методов сбора и анализа социологической информации.
Преподаватели
Магистерские курсы на программе читают преподаватели НИУ ВШЭ
Заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации: Профессор
Департамент больших данных и информационного поиска: Приглашенный преподаватель
Центр анализа доходов и уровня жизни: Заведующий центром
Выпускники
Основная часть выпускников программы устраивается на работу в коммерческие фирмы на позиции, связанные с маркетинговыми исследованиями, рекламой, PR, управлением человеческими ресурсами.
Часть лучших выпускников поступают в аспирантуру, выбирают научную и преподавательскую работу в НИУ ВШЭ.
Выпускник будет иметь развитые аналитические компетенции и применять их к анализу потребительских и финансовых рынков, рынков труда и социальной сферы.
Выпускник будет владеть современными количественными и качественными методами социологического и маркетингового анализа.
Выпускник будет владеть навыками проектной деятельности, включая организацию и реализацию коллективных проектов с разными типами участников.