Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
15
Апрель

Наталья Луговская о феномене шамаилей

Предлагаем вашему вниманию интервью с выпускницей факультета истории, политологии и права, кафедры современного Востока РГГУ, абитуриенткой новой магистерской программы ИКВИА ВШЭ «Мусульманские миры в России» Натальей Луговской. На протяжении нескольких лет Наталья изучает феномен шамаилей, яркой и многогранной формы станкового искусства.

Наталья Луговская о феномене шамаилей

Что же из себя представляет «шамаиль»?

Шамаиль представляет собой форму станкового искусства, в центре которого находится арабская каллиграфия — и подразумевается не сколько арабский язык, сколько письменность: мусульмане Российской империи — от тюрков (татары, казахи, узбеки) до народов Кавказа (аварцы, даргинцы, лакцы) и ираноязычных таджиков использовали арабицу в качестве письма. Поскольку в исламе изображение живых существ порицается, во главе композиции, как правило, находится текст. По бокам шамаиль зачастую обрамляется орнаментом — цветочным или геометрическим.

Читать полностью