Сравниваем компетенции бизнес-психолога и кризисного консультанта
По итогам мастер-класса: «Основы консультирования в кризисных ситуациях»
Сложившаяся в мире ситуация выделила проблему кризиса в бизнесе как, возможно, наиболее насущную для всех нас, нашего образа жизни и ведения бизнеса. Поэтому мы серьезно включились в осмысление вопроса о компетенциях бизнес-психологов в оказании помощи организациям в преодолении кризисных ситуаций. В этом направлении для студентов было проведено несколько мероприятий. Одно из них мастер-класс о специфике работы бизнес-психолога в компаниях, который провели Александр Еслисеенко и Руслан Кутуев. Это блестящие выпускники нашей программы, красные дипломники. После окончания вуза они получили ценный опыт работы в разных сферах бизнеса: от международных компаний до собственного бизнеса.
Александр Елисеенко - консультант, тренер, преподаватель программы «Психология в бизнесе» Он ведет курсы организационного блока, обучает владению количественными и качественными методами, основам групповой работы и т.д.
Руслан Кутуев недавно закончил нашу программу, но уже получил опыт работы консультанта в различных сферах. Сейчас он работает консультантом в консалтинговой компании AXES Management. Направление деятельности этой компании требует комплексных компетенций, которые были получены Русланом в ходе обучения на программе. Поэтому со всеми задачами он успешно справляется. Но также он развивается как преподаватель. Под патронажем Т.Ю. Базарова он освоил программу курса «Лидерство и построение команды в бизнесе» и теперь приглашается к нам со своими мастер-классами и экспретизой.
Проведенная на мастер-классе работа позволила выделить несколько наиболее явно выраженных особенностей работы бизнес-психолога в кризисных ситуациях по сравнению с кризисным консультантом. А. С. Елисеенко представил свое видение особенностей работы кризис-менеджера и бизнес-психолога при работе в кризисной ситуацией.
Основания |
Кризис-менеджер |
Бизнес-психолог |
Предпосылка |
Система в кризисе из-за неадекватного управления — аварийный режим (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) |
Система в кризисе из-за неадекватной реальности представлений людей о ситуации (отрицание, нежелание адаптироваться, игнорирование фактов, защитная позиция) |
Цель консультанта |
Сбалансировать ресурсную модель предприятия (навести порядок в системе распределения ресурсов) |
Возвращение людей в адекватное ситуации состояние. |
Задачи |
Корректировка финансово-экономической, инвестиционной, политики, укрепление контроля, укрепление управляемости, соблюдение законодательства. |
Совместное совладание с трудностями и поиск ресурсов (потенциала) для разрешения ситуации (актуализировать картину происходящего, найти необходимые психологические и социально-экономические ресурсы). |
Результат для бизнеса |
Бизнес стабилизирован
|
Бизнес устойчив Есть команда |
Результат для людей |
Порядок и определенность Стабильная работа систем бизнеса |
Ясность и понимание перспектив Моральная устойчивость Раскрытие творческого потенциала |
Чему поучиться у них |
Четкости, технологичности, скорости работы, дисциплине, целеполаганию, структурности и системности |
Системности (в динамическом аспекте), устойчивости к нестабильности, креативности и поиску решений, способности высвобождать потенциал людей |
По итогам занятия стали понятными задачи и направления нашего профессионального развития. Теперь можно идти дальше в этом анализе, а именно подумать о точках соприкосновения, сотрудничестве этих профессионалов. А возможно и о новых компетенциях бизнес-психологов!