Будущее психологии бизнеса. Какое оно?
14 декабря 2013 года по инициативе магистерской программы "Психология в бизнесе", научно-учебной группы психологии бизнеса, факультета психологии НИУ ВШЭ и Института практической психологии ВШЭ состоялось уникальное по своей практической значимости мероприятие - форсайт-сессия «Психология бизнеса-2024», посвященное актуальным вопросам и трендам, которые окажут влияние на сферу бизнес-психологии в перспективе ближайшего десятилетия.
14 декабря 2013 года по инициативе магистерской программы "Психология в бизнесе", научно-учебной группы психологии бизнеса, факультета психологии НИУ ВШЭ и Института практической психологии ВШЭ состоялось уникальное по своей практической значимости мероприятие - форсайт-сессия «Психология бизнеса-2024», посвященное актуальным вопросам и трендам, которые окажут влияние на сферу бизнес психологии в перспективе ближайшего десятилетия.
На сегодняшний день психология бизнеса – это одно из самых динамичных, перспективных и востребованных направлений, поэтому для расстановки акцентов по ключевым вопросам развития были приглашены более 30 экспертов. Среди них были собственники бизнеса, руководители HR-департаментов, коучи и бизнес-тренеры, консультанты и фасилитаторы, а также руководители и преподаватели магистерской программы «Психология в бизнесе».
В результате, экспертами были спрогнозированы основные тенденции развития и определены наиболее востребованные направления для обучения новых поколений бизнес- психологов. Отдельного внимания заслуживают идеи наиболее коммерчески востребованных и перспективных продуктов и услуг в области психологии бизнеса.
В роли ведущего форсайт-сессии, блестяще выступил Тимофей Нестик, бизнес-тренер, преподаватель Института практической психологии.
В начале мероприятия было проведено короткое упражнение, направленное на знакомство участников друг с другом. Далее, была организована работа в группах, где происходил оживленный обмен знаниями и профессиональным опытом, обсуждались актуальные вопросы, рождались новые идеи.
Наибольший интерес вызвало обсуждение трендов, которые повлияют на психологию бизнеса. Было выделено несколько десятков таких трендов, разграниченным по пяти категориям: организационные, социальные, экономические, политические и технологические. Отдельно были выделены психологические проблемы, связанные с тем или иным трендом, и «черные лебеди» - те события, которые серьезно могут повлиять на развитие психологии бизнеса, но сегодня представляются маловероятными.
К примеру, в качестве важнейших организационных изменений, экспертами были отмечены: виртуализация компаний, рабочих мест и самих работников; разработка профессиональных стандартов и создание профессиональных сообществ в компаниях; усложнение структуры материального и нематериального стимулирования сотрудников организации.
В качестве «черного лебедя» области социальных изменений выступила тенденция замещения коренного населения мигрантами на рынке труда, в связи с чем особую важность приобретают кросс-культурные аспекты ведения бизнеса и изучение особенностей межкультурной коммуникации.
Неподдельный интерес вызвали технологические факторы, среди которых можно отметить тенденцию к максимальной автоматизации и роботизации бизнес-процессов (здесь произойдет интеграция социальной психологии, нейронаук и инженерной психологии); применение систем искусственного интеллекта для экспертной оценки и диагностики при консультировании организаций; а также геймификация в сфере обучения.
Ключевой вопрос, который рассматривался на форсайте - это создание Ассоциации российских бизнес-психологов, как коммуникативной площадки для специалистов и экспертов в области психологии бизнеса. Деятельность в рамках Ассоциации должна обеспечить интеграцию российского и иностранного опыта, международные связи, привлечение высококлассных специалистов из других областей и сообществ, а также формирование профессиональных стандартов деятельности бизнес-психологов. Ассоциация будет служить инструментом планирования и роста карьерных возможностей, развития программ профессионального обучения. Главная цель Ассоциации – постоянное повышение эффективности бизнеса, за счет выстраивания гармоничных отношений в триаде «Бизнес. Общество. Человек».
Подводя итоги мероприятия, следует отметить абсолютную прикладную направленность результатов сессии, определение важных векторов развития, что позволило взглянуть на область бизнес-психологии с разных точек зрения,и под новым углом.
Особо ценным было то, что на одной площадке встретились профессионалы своего дела, обладающие высоким уровнем знаний и самое главное – готовые делиться этими знаниями. Позитивный настрой участников и потрясающая атмосфера слаженной командной работы – вдохновили на претворение идей на практике, на реализацию целого ряда проектов, главным из которых является уже начавшаяся работа Ассоциации российских бизнес-психологов.
Член организационной группы форсайт-сессии,
Кулишова Ольга