• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психология в бизнесе»

17
Февраль

Будущее психологии бизнеса. Какое оно?

14 декабря 2013 года по инициативе магистерской программы "Психология в бизнесе", научно-учебной группы психологии бизнеса, факультета психологии НИУ ВШЭ и Института практической психологии ВШЭ состоялось уникальное по своей практической значимости мероприятие - форсайт-сессия «Психология бизнеса-2024», посвященное актуальным  вопросам и трендам, которые окажут влияние на сферу  бизнес-психологии в перспективе ближайшего десятилетия.

14 декабря 2013 года по инициативе магистерской программы "Психология в бизнесе", научно-учебной группы психологии бизнеса, факультета психологии НИУ ВШЭ и Института практической психологии ВШЭ состоялось уникальное по своей практической значимости мероприятие - форсайт-сессия «Психология бизнеса-2024», посвященное актуальным  вопросам и трендам, которые окажут влияние на сферу  бизнес психологии в перспективе ближайшего десятилетия.

На сегодняшний день психология бизнеса – это одно из самых динамичных, перспективных и востребованных направлений, поэтому для расстановки акцентов по ключевым вопросам развития были приглашены более 30 экспертов. Среди них были собственники бизнеса, руководители HR-департаментов, коучи и бизнес-тренеры, консультанты и фасилитаторы, а также руководители и преподаватели магистерской программы «Психология в бизнесе».

В результате, экспертами были спрогнозированы основные тенденции развития и определены наиболее востребованные направления для обучения новых поколений бизнес- психологов.  Отдельного внимания заслуживают  идеи наиболее коммерчески востребованных  и перспективных продуктов  и услуг  в области психологии бизнеса.

В роли ведущего форсайт-сессии, блестяще выступил  Тимофей Нестик, бизнес-тренер, преподаватель Института практической психологии.

В начале мероприятия было проведено короткое упражнение, направленное на знакомство участников  друг с другом. Далее, была организована работа в группах, где происходил оживленный обмен  знаниями и профессиональным опытом, обсуждались  актуальные вопросы, рождались новые идеи.

Наибольший интерес вызвало обсуждение трендов, которые повлияют на психологию бизнеса. Было выделено несколько десятков таких трендов, разграниченным по пяти категориям: организационные, социальные, экономические, политические и технологические. Отдельно были выделены психологические проблемы, связанные с тем или иным трендом, и «черные лебеди» -  те события, которые серьезно могут  повлиять на развитие психологии бизнеса, но сегодня представляются маловероятными.

К примеру, в качестве важнейших организационных изменений,  экспертами были отмечены:  виртуализация компаний, рабочих мест и самих работников; разработка профессиональных стандартов и создание профессиональных сообществ в компаниях; усложнение структуры материального и нематериального стимулирования сотрудников организации.

В качестве «черного лебедя» области социальных изменений  выступила тенденция замещения коренного населения мигрантами на рынке труда,  в связи с чем особую важность приобретают кросс-культурные аспекты ведения бизнеса и  изучение особенностей  межкультурной коммуникации.

Неподдельный интерес вызвали технологические факторы, среди которых можно отметить тенденцию к максимальной автоматизации и роботизации бизнес-процессов (здесь произойдет интеграция социальной психологии, нейронаук и инженерной психологии); применение систем искусственного интеллекта для экспертной оценки и диагностики при консультировании организаций;  а также геймификация в сфере обучения.

Ключевой вопрос, который  рассматривался на форсайте - это создание Ассоциации российских бизнес-психологов, как коммуникативной площадки для специалистов и экспертов в области психологии бизнеса.  Деятельность в рамках Ассоциации должна обеспечить интеграцию российского и иностранного опыта, международные связи, привлечение высококлассных специалистов из других областей и сообществ, а также формирование  профессиональных стандартов деятельности бизнес-психологов. Ассоциация будет служить инструментом планирования и роста карьерных возможностей, развития программ профессионального обучения. Главная цель Ассоциации –  постоянное повышение эффективности бизнеса, за счет выстраивания гармоничных отношений  в  триаде «Бизнес. Общество. Человек».

Подводя итоги мероприятия, следует отметить абсолютную прикладную направленность результатов сессии, определение  важных  векторов развития, что позволило взглянуть на область бизнес-психологии с разных точек зрения,и под новым углом.

Особо ценным было то, что на одной площадке встретились  профессионалы своего дела,  обладающие высоким уровнем знаний и самое главное – готовые делиться этими знаниями. Позитивный настрой участников и потрясающая атмосфера слаженной командной работы –  вдохновили на претворение идей на практике, на реализацию целого ряда проектов, главным из которых является уже начавшаяся  работа Ассоциации российских бизнес-психологов. 

                                                                                                 Член организационной группы форсайт-сессии, 

                                                                                                                                                            Кулишова Ольга