Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры
Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.
— Недавно вы представили свое исследование «Картография ксенофобии в России». Почему вы выбрали такую тему?
— Я начал изучать ксенофобию в России примерно в сентябре 2012 года, когда приступил к работе над выпускным исследованием в бакалавриате в Питтсбургском университете. Заканчивая этот проект, я понял, что у меня появился новый научный интерес. Я вернулся к теме весной 2014 года — тогда я попытался провести количественный анализ по материалам информационно-аналитического центра «Сова», неправительственной организации в Москве.
Но качество моего исследования меня не удовлетворило, и я решил копать глубже, собирая информацию напрямую. Я поехал в Москву месяц спустя и начал работать в центре «Сова» — собирал информацию по ксенофобии и радикальным националистическим группировкам, а также переводил публикации центра.
Технически название моей работы неправильное, поскольку мое исследование не имеет отношения к картографии или ГИС-анализу. Мы выбрали такое заглавие, чтобы подчеркнуть две вещи: во-первых, этот проект может со временем включить в себя и пространственный анализ с различными ГИС-технологиями, а во-вторых, глобальная цель проекта — провести комплексное исследование различных элементов и динамики ксенофобии в России, составив своего рода «карту».
— Сталкивались ли вы с проявлениями ксенофобии в СМИ, соцсетях или лично?
— Работая над проектом, я читал очень много источников в СМИ и что-то в соцсетях. Я старался быть осторожным, изучая источники, написанные с разным уклоном, и старался рассмотреть широкий спектр статей и других публикаций. В конце концов, большую часть информации, которую я использовал, я взял в центре «Сова».
— К каким выводам вы пришли по результатам исследования?
— Моя работа — это только начало глубокого исследования проблемы, а это значит, что вопросов у меня возникло столько же, сколько выводов я сделал. Тем не менее, основные выводы заключаются в следующем.
Во-первых, если речь идет о несмертельных нападениях, основная агрессия приходится на молодежные субкультурные и антифашистские группировки. Во-вторых, если говорить о смертельных случаях, не наблюдается значительных различий ни по типам жертв ксенофобских нападений, ни по сезонам в течение года. В-третьих, при анализе географии насилия на почве ксенофобии имеет смысл фокусироваться на конкретных регионах или городах. В противном случае, будет сложно учитывать несоответствие численности населения в крупнейших городах России и других регионах.
— Как так получилось, что вы стали учить русский язык?
— В основном я изучал русский язык в рамках образовательных программ в двух университетах: Сэмфордском университете в Бирмингеме, Алабама, и Питтсбургском университете, Пенсильвания. Я два года учился в Сэмфорде и один — в Питтсбурге. Я также изучал русский на продвинутом уровне в МГУ летом 2014 года, когда приезжал сюда на 11-недельную программу учебы и работы, организованную Школой Российских и Азиатских Исследований (School of Russian and Asian Studies, SRAS).
Кроме того, я учил русский, просто впитывая его, читая книги в свободное время, через СМИ и общение. Главная причина, почему я решил учить русский, — это потому, что считаю этот язык самым красивым из всех, что я когда-либо слышал или читал. Я слышал много языков за свою жизнь, но русский самый мелодичный и мягкий. В конце концов, это богатый и сложный язык, и я с самого начала знал, что не стоит трудиться учить язык, если тебе неприятно слышать его или говорить на нем.
— Почему вы поступили на программу «Население и развитие»? Каковы ваши впечатления от нее?
— Моей первоначальной целью было снова приехать в Москву и остаться надолго. Я нашел эту программу и сразу понял, что она может дать замечательные карьерные возможности в научной и аналитической области в Москве. Программа «Население и развитие» быстро стала моим главным приоритетом — даже большим, чем поиск работы в США и оплачиваемые государством программы образования за рубежом.
Она не только оправдала, но во многом и превзошла мои ожидания. Здесь высокий уровень преподавания и хорошая учебная нагрузка, большинство профессоров мне очень понравились.
Эта программа — очень функциональная смесь нескольких важнейших дисциплин: публичной политики, экономики и демографии.
— А в Москве вам нравится? Назовите пять мест, где вы любите бывать.
— Я люблю Москву. Просто обожаю ее. Я люблю ее не за красоту, а за то, что здесь есть потенциал, развитие — она растет прямо сейчас, и я хочу быть частью этого. Пять моих любимых мест — это Воробьевы горы с Парком Культуры, МГУ, район вокруг ВШЭ и здания на Мясницкой, 20, Чистые пруды и район вокруг Третьяковки.
Анна Черняховская, специально для новостной службы портала ВШЭ