Учеба по обмену в Болонском университете. Дневник студентки. Часть 2
Следующая часть дневника студентки программы «Население и развитие», где она делится своим опытом во время учебы по программе обмена с университетом Болонии, Италия. В этой части вы узнаете, что «русские не сдаются», где можно найти карту города от самого Леонардо да Винчи и чем система образования в Италии отличается от нашей.
Продолжение. Начало см. здесь: часть 1.
Запись вторая. Дата: 27.11.2016
Раздался звонок...
— Алло, Саша? Это Анна. Собирайся, завтра утром встречаемся у Центрального вокзала. Поедешь жить ко мне...
Такого подарка судьбы я никак не ожидала. Тогда мне казалось, что всё, моё путешествие в Италию окончено, я потеряла последнюю надежду на какое-то продолжение этой истории. Более того, бронь в гостинице подходила к концу, и выехать я должна была в 10 утра. Чемоданы уже были собраны…
Но моя мама!!! Она всегда говорит: «Русские не сдаются»… Все наши родственники, друзья друзей и коллеги коллег были задействованы в поиске знакомых в Болонье. Если вам или вашим родителям звонили и интересовались, нет ли у вас кого в Италии - знайте, это был кто-то из её «разведчиков». Слышали о теории «шести рукопожатий»? Она заключается в том, что все люди знакомы друг с другом через шесть знакомств. Например, вы знаете преподавателя из ВШЭ, он знаком с деканом, декан с ректором, ректор с Зюгановым, Зюганов с самим Владимиром Владимировичем, а он с Бараком Обамой. Значит, теоретически, если задействовать ваши связи, можно завести знакомство с президентом Соединённых Штатов. В моём случае этот механизм сработал, и нам удалось найти друзей в Болонье. Вернее, в пригороде, в 40 километрах, в небольшом городке Toscanella di Dozza. Туда-то меня и увезла с вокзала, словно потерявшегося щенка, прекрасная и добрая Анна. Молодая и красивая женщина сорока лет.
Она давно живет в Италии, с 18-ти. За эти годы она так ассимилировалась здесь, что ничуть не выделяется на фоне местного населения: темноволосая, кареглазая, смуглая и прекрасно владеет итальянским. У Анны 15-ти летняя дочь Катеринa и жених-итальянец Альберто. Живут они в уютной двухэтажной квартирке в небольшой, но очень милой деревушке с ресторанами, разноцветными фонтанами и винным заводом поблизости. Инфраструктура этой коммуны отличается чудаковатыми современными постройками, которые весьма гармонично контрастируют с урожайными полями, виноградниками и фруктовыми плантациями на фоне туманного горного пейзажа.
И это далеко не самый яркий пример того, как в Италии современное сочетается с традиционным. Каждый день по дороге в Болонью я проезжаю на автобусе несколько небольших городков. Среди них впечатляюще смотрится Кастель Сан Пьетро Терме. Символ города – замок XIV века с внушительной часовой башней. Дальше по маршруту - достаточно крупный по итальянским меркам город Имола, построенный в 82 году. Он изобилует историческими постройками, среди которых – замок Сфорца, построенный в XIV веке, великолепные католические соборы, а в одном из музеев хранится карта города, начерченная рукой самого Леонардо да Винчи. Там же находится и старинный госпиталь, со своим аптекарским огородом, окруженный высокой каменной стеной. И вот среди этой идиллии древностей пёстрой лентой виляет трасса Энцо и Дино Феррари, где ещё 10 лет назад проходили знаменитые гонки Формулы-1. После «Чёрного Уик-энда» 1994 года - череды несчастных случаев, в результате которых погибли австрийский гонщик Роланд Ратценбергер и легенда Формулы-1 Айртон Сенна — автодром долго реконструировался, а потом был вовсе закрыт. Но тем не менее в тёплые сезоны дважды в месяц здесь проводятся гонки местного значения и мотофестивали. Мне удалось побывать на байк-шоу, и это было что-то фантастическое: трюки высшего пилотажа – восторг, и в то же время не оставляет какая-то грусть, ощущение пустоты. Представьте себе размеры трассы: длинна 330 км, она рассчитана на 36 тысяч зрителей – это практически всё население города. Следом цепочка шикарных, ультрасовременных гостиниц – увы, в большинстве своем заброшенных. И в этом вот вся Италия: импульсивная, яркая, контрастная; где богатейшая история и традиции переплетаются с современными мировыми тенденциями.
Так вот живу я у Анны. Добираться до университета мне не составляет труда: из Тосканеллы ходит автобус, который, к моему счастью, останавливается рядом с корпусом, где я учусь. Время в дороге занимает в среднем час, что по московским меркам сущая ерунда. Занятия четыре раза в неделю, но это совсем не значит, что я здесь расслабляюсь и отдыхаю. Нагрузка немалая по всем предметам. Большой упор на теоретическую базу, поэтому приходится много читать. Преподаватели любят опрашивать во время лекций, могут рандомно адресовать вопрос на размышление кому-то из студентов. Благо, строго не критикуют: очень доброжелательно и с уважением относятся к каждому. Я несколько раз так попадала, и могу сказать без хвастовства, достойно справлялась с задачей. Бывало даже, что я единственная находила ответы на некоторые вопросы преподавателя. А иногда и приходилось «выдыхать», когда вопрос, на который я не знала ответа, доставался кому-то другому. Но хватит обо мне))) Впереди экзамены, поэтому не буду говорить наперёд.
И вот что ещё интересно: организация учебного процесса в корне отличается от нашего. Я говорю о российской системе в общем. На первом занятии преподаватель сразу объясняет тебе возможные схемы успешного завершения курса. Как правило, это два варианта: для студентов, посещающих лекции и для не посещающих. Разница в следующем: для тех, кто может ходить на занятия, предлагается активный способ обучения, что подразумевает, как правило, помимо работы в классе, выполнение домашнего задания: подготовки устной презентации или эссе. При таком раскладе у студента появляется возможность сдать упрощённый вариант экзамена. Не посещающие студенты освобождены от заданий (им просто не засчитывают их), а список литературы, рекомендуемый для подготовки к экзамену, увеличивается в разы. Как и сложность самого экзамена, впрочем.
Конечно, организация учебного процесса немного может отличаться на разных факультетах. Например, политологам любят устраивать так называемые «midterm exam» – что-то вроде промежуточного теста. По уровню сложности и важности он близок к экзамену, поэтому его провал обернётся серьёзной проблемой. При этом нет возможности подготовить презентацию или ответить на семинаре: заработать дополнительные баллы не получится.
Экзамены в основном у всех устные, но мне повезло. Я буду сдавать свои предметы письменно. Однако по одному из предметов мне придётся подготовить презентацию на 45 минут, которая «весит» целых 70% от общего возможного количества баллов. Кстати, специфика бальной системы здесь тоже кардинально отличается: максимум за курс можно заработать 30 баллов, а минимальный порог – 18. И посещаемость не засчитывается как таковая, посещаемость даёт лишь возможность заработать эти баллы в течение семестра.
Вот пишу я все это, и думаю, пора мне садиться за презентацию. А ведь вначале всё казалось таким радужным и беззаботным! Первые недели было так просто учиться. Я наслаждалась каждым днём – гуляла с друзьями по Болонье, по выходным ездила смотреть другие города, и хотела, чтобы это никогда не заканчивалось. Весь октябрь стояла прекрасная погода, было так тепло и солнечно, небо синее-синее, а море – тёплое. Но, оказывается, и в Италии знают, что такое "осенняя хандра». В ноябре пришли дожди, туманы, слякоть и холодные ночи. Днём еще достаточно тепло: температура варьируется от 10 до 18 градусов. Но для итальянцев это мороз: «è freddo» – то и дело повторяют они. Русскому человеку больно смотреть, как они кутаются в пуховики, которые вполне подойдут для нашей зимы. А как начинаешь им рассказывать про погоду в Москве, где в октябре уже выпал снег... «Да как вы там вообще живёте? Холодно, моря нет, вино на улице пить нельзя». Действительно, думаешь, а ведь живём!
Окончание см. здесь: часть 3
Александра Малахова
студентка программы «Население и развитие»,
2 курс