• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
05
Февраль

Psychology of Thinking and Reasoning

2024/2025
Учебный год
ENG
Обучение ведется на английском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Course Syllabus

Abstract

Целями освоения дисциплины «Психология мышления» является формирование у студентов: знаний о предмете психологии мышления, основных направлениях ее изучения, возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях мышления.Особое внимание в курсе уделено психологии решения комплексных проблем: систем взаимосвязанных проблем, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись и требующих для своего решения комплекса различных способностей: познавательных, личностных, эмоциональных, социальных (связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей).
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целями освоения дисциплины «Психология мышления» является формирование у студентов: знаний о предмете психологии мышления, основных направлениях ее изучения, возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях мышления. Особое внимание в курсе уделено психологии решения комплексных проблем: систем взаимосвязанных проблем, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись и требующих для своего решения комплекса различных способностей: познавательных, личностных, эмоциональных, социальных (связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей).
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • - студент должен знать концепции связи мышления и речи; - студент должен уметь различать функции и виды речи.
  • - студент должен знать основные подходы к сопоставлению и анализу исследовательского поведения, интеллекта, креативности; - студент должен уметь различать исследования, сделанные в рамках того или иного подхода к интеллекту, креативности, исследовательскому поведению.
  • - студент должен знать различия между алгоритмами и эвристиками, критерии психологической оценки принимаемых решений, психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок; - студент должен уметь применять критерии психологической оценки принимаемых решений в различных ситуациях.
  • - студент должен знать теории мышления, представленные в курсе - студент должен уметь различать исследования, сделанные в рамках той или иной теории мышления.
  • - студент должен знать характеристики зон развития в условиях разных социальных взаимодействий; - студент должен уметь анализировать ситуации помощи и противодействия интеллектуальной и творческой деятельности.
  • - студент должен знать характеристики комплексных проблем - студент должен уметь анализировать комплексные проблемы по выделенным критериям.
  • -студент должен знать определение мышления и специфику мышления как познавательного процесса; - студент должен владеть различением видов, операций и процессов мышления
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Понятие о мышлении. Виды, операции и процессы мышления
  • Тема 2. Теории мышления, их типы
  • Тема 3. Исследовательское поведение, интеллект, креативность
  • Тема 4. Алгоритмы и эвристики. Оценочные суждения. Принятие решений
  • Тема 5. Решение комплексных проблем и системное мышление
  • Тема 6. Помощь и противодействие интеллектуальной и творческой деятельности
  • Тема 7. Мышление, общение и речь
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Logical Reasoning Test
    A logical reasoning test that measures a student's ability to use logical rules in inference.
  • non-blocking Final test
    Course content test
  • non-blocking Oral presentation at a seminar session on a given topic
    The student chooses a topic for an oral presentation. The teacher recommends literature for preparing an oral presentation and formulates key questions that need to be answered in the presentation. The student can supplement the materials for preparing the presentation by an independent search for literature. At the seminar, the student makes a presentation and answers questions from the teacher and classmates on the topic of the presentation.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2024/2025 4th module
    0.4 * Final test + 0.3 * Logical Reasoning Test + 0.3 * Oral presentation at a seminar session on a given topic
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
  • Поддьяков, А. (2012). Матрицы Игр Человеческого Метакапитала: Игры На Повышение И Понижение Столяров, Грабителей И Профессоров. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72561F1
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
  • Психология мышления : учеб. пособие для вузов, Тихомиров, О. К., 2002

Recommended Additional Bibliography

  • What do Tests of Intelligence and Creativity Show? ; Что выявляют тесты интеллекта и креативности? (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98671715
  • Богоявленская, Д. (2004). Что Выявляют Тесты Интеллекта И Креативности? Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693995
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Поддьяков, А. (2004). Противодействие Обучению Конкурента И «Троянское» Обучение В Экономическом Поведении. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15694007

Authors

  • PODDYAKOV ALEKSANDR NIKOLAEVICH