Олимпиада НИУ ВШЭ для студентов и выпускников прошла в 30 городах по 66 профилям
Олимпиада НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов — это возможность поступить на магистерские программы Высшей школы экономики: дипломанты 1-й, 2-й и 3-й степени получают льготы в соответствии с решением Ученого совета ВШЭ. В прошлом году дипломанты олимпиады, зачисленные в магистратуру, составили почти четверть общего числа абитуриентов.
По сравнению с прошлым годом изменилась структура олимпиады. Состязания по профилям «Дизайн», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Экономика» и некоторым другим не проводились в связи с тем, что они уже проведены в рамках всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал». Но состоялись состязания по шести новым профилям — «Экономика и управление образованием», «Управление в социальной сфере», «Адвокат по гражданским и уголовным делам», «Медиевистика», «Социолингвистика» и «Физика». Летом этого года НИУ ВШЭ откроет набор на соответствующие магистерские программы.
На олимпиаде были представлены 66 профилей. Наибольшей популярностью пользовались профили «Прикладная математика и информатика» (зарегистрировано 480 человек), «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» (335), «Стратегическое управление финансами фирмы» (296), «Гражданское право и гражданский процесс» (267), а также новый профиль «Адвокат по гражданским и уголовным делам» (237).
Принять участие в олимпиаде можно было в 30 городах России и ближнего зарубежья, новые площадки появились в Архангельске, Грозном, Хабаровске, Якутске. В большинстве регионов организации–партнеры, имеющие большой опыт проведения интеллектуальных состязаний совместно с ВШЭ, проводили олимпиаду самостоятельно. В остальные регионы выезжали представители Вышки.
Главный вопрос, который сейчас волнует участников олимпиады, — когда будут известны результаты. «Возможно, в этом году победители и призеры олимпиады будут названы не в канун майских праздников, как обычно, а сразу после них. Это обусловлено тем, что олимпиада проводилась на неделю позже, чем в прошлом году. Преподаватели уже приступили к проверке работ», — поясняет директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.
Нателла Пилия, студентка 4 курса исторического факультета МГУ
В олимпиаде я участвовала по профилю «Доказательная образовательная политика» — хочу поступить в Вышку на магистерскую программу с таким же названием.
Задание олимпиады для меня оказалось непривычным — нужно было написать эссе, а этот формат принят в западных университетах и в ВШЭ, у нас в МГУ его нет. Я писала эссе про роль семьи и школы в развитии информационной грамотности, интересная для меня тема. С одной стороны, информационной грамотностью должен обладать каждый ученик. С другой стороны, благодаря ей со временем будет усиливаться индивидуализация образования, школы не будут учить математиков полному курсу литературы и наоборот, а стандартизированные программы останутся в прошлом.
Уже два года я работаю преподавателем в команде музея «Гараж» и за это время поняла, что самое интересное для меня — это изучение образовательного процесса и путей его совершенствования на основе научных подходов. Что нужно изменить в школах, чтобы дети учились работать в команде? Как должны измениться учителя, чтобы не просто давать знания, а учить жить в сложном, меняющемся мире? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы, сочетая учебу и исследовательскую работу.
Саида Зиатдинова, студентка 5-го курса Казанского архитектурно-строительного университета
По профессии я архитектор, но очень хочу работать в урбанистике, поэтому участвовала в олимпиаде по профилю «Управление пространственным развитием городов».
На олимпиаде можно было или писать эссе, или решать кейс. За кейс о реновации в Москве я браться не стала, поскольку не очень компетентна в этом вопросе, а вот тема эссе, посвященная библиотекам и их роли в жизни современных людей, мне понравилась. В Татарстане библиотеки — это забытый атрибут советского прошлого, люди туда не ходят, а в Москве есть примеры, когда библиотека играет роль в культурной жизни города. Если сделать библиотеку не просто местом, где люди сидят и читают, а организовать там коворкинг, подключить медиа, технологии, она превратится в центр общественной жизни, будет развиваться с опорой на городские и профессиональные сообщества.
Хочу поступить в Высшую школу урбанистики ВШЭ, мне интересно сочетание архитектуры, социологии и экономики, и на олимпиаду я специально приехала в Москву из Казани. В Вышке учат адвокативному проектированию, когда процесс городского планирования становится прозрачным и состязательным, и жители города могут отстаивать свои земельные права. В будущем хотела бы специализироваться на восстановлении проблемных территорий, как, например, промзоны.
Илья Орлов, студент 3-го курса образовательных программ «Мировая экономика» и «Международные отношения» НИУ ВШЭ
В олимпиаде я участвовал по профилю «Политика. Экономика. Философия» — после 4-го курса хотел бы поступить на магистерскую программу с аналогичным названием. На мой взгляд, это лучшая политологическая программа в Вышке — она выделяется своей междисциплинарностью и яркими преподавателями, в числе которых — Олег Ананьин, Леонид Григорьев, Борис Капустин. Это прикладная программа, которая дает возможность целостно изучить происходящие в обществе процессы, формирует глубокое понимание политической проблематики, которое затем можно будет использовать для собственных исследований. Лично меня в перспективе интересует государственная служба и политическая деятельность.
Первым заданием олимпиады было эссе — широкий выбор тем, требующих, как мне кажется, не столько специальных знаний, сколько понимания общественных процессов. Второе задание — анализ текста: нужно было попытаться определить автора, выразить свою позицию по поводу его гипотезы. Третье задание было посвящено экономике — нужно было вычислить рост реальных доходов населения и реальные темпы инфляции на основе предложенных данных.
Все это непросто, так что если не удастся победить, к олимпиаде следующего года почитаю больше известных мыслителей в области экономики и политики. Это позволит лучше понимать контекст статей, предложенных во втором задании, и чаще ссылаться на авторитетных авторов.
Ананьин Олег Игоревич
Профессор департамента теоретической экономики
Григорьев Леонид Маркович
Профессор департамента мировой экономики
Капустин Борис Гурьевич
Профессор департамента политической науки
Протасевич Тамара Анатольевна
Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися