Интервью с второкурсником Максимом Гладышевым
Максим Гладышев – выпускник бакалаврской программы «Философия» (2018), студент 2 курса магистерской программы «Политика. Экономика. Философия», стажер-исследователь Международной лаборатория логики, лингвистики и формальной философии.
- Максим, чем Вас привлекала философия? Можно ли считать, что при поступлении у Вас было одно представление, а затем оно кардинально поменялось?
Изначально я учился в физико-математическом классе и думал, что буду связан с техническими специальностями. В момент окончания школы я не очень представлял себе, что такое философия вообще, целенаправленно ей не занимался. Однако в последний момент я осознал, что мне интересна именно она, и принял решение подавать документы в Вышку на философию. Практически с первых дней в университете я понял, что это то, чем я хотел бы заниматься и в дальнейшем.
- Помогал ли в этом как-то физико-математический бэкграунд?
Я думаю, он поспособствовал успешному прохождению курса по математике и в понимании курса логики. Я быстро втянулся, многое мне было понятно сразу: о чем говорят преподаватели, какие существуют открытые проблемы. Очень часто у людей, выбравших гуманитарный трек образования, бывают проблемы именно с такими формальными техническими курсами – в этом плане математическое образование помогает всегда. На мой взгляд, философию относят к гуманитарным дисциплинам, однако она довольно тесно связана с математикой. Некоторые инсайты, которые ты открываешь для себя в поле математики, имеют довольно серьезное философское применение и значение для открытых философских проблем. По этой причине, мне кажется, что хотя бы базовые навыки математики, на уровне теории множеств и математической логики, очень полезны, а может быть даже необходимы, для любого философа.
- Что Вас привело в науку?
На втором курсе я начал увлекаться логикой и писать курсовую по теме, связанной с ней. Я продолжил заниматься академической деятельностью: посетил первые научные конференции, встретил международных профессоров, исследователей из других стран. Глядя на них, я понял, что мне очень интересно, что они делают, их подход к постановке и решению проблем, стиль мышления очень многих из них меня привлек. Тогда я твердо ощутил: это тот коллектив, в котором я хочу находиться и дальше.
Сегодня знание английского языка – это необходимость для каждого.
- Как Вы считаете, способствует ли изучение английского языка в Вышке формированию достаточного уровня для того, чтобы участвовать в международных проектах и конференциях?
Сегодня знание английского языка – это необходимость для каждого. Когда я учился, у нас было по два обязательных курса на английском языке за все четыре года бакалавриата. Возможно, сегодня что-то изменилось, ведь все довольно быстро меняется. Один из курсов мне особенно запомнился: преподаватель был русскоязычным и вся аудитория слушателей – тоже. Тогда это казалось немного странным. Второй курс тоже читал русскоязычный преподаватель, но у нас было много студентов по обмену, соответственно, английский язык был необходим. И я понял, что много поблажек себе позволить не получится: когда ты учишься вместе с иностранным студентами, нельзя переспросить слово, посоветоваться с русскими коллегами, как правильно перевести – приходится тренировать самому. На первых международных конференциях я не понимал и, наверное, половины, того, что происходит. Я понял, что это нужно развивать. Сегодня, когда я учусь на англоязычной магистерской программе, я понимаю, что это очень важно и даже необходимо.
- Расскажете подробнее об англоязычной программе!
Программа «Политика. Экономика. Философия» на факультете социальных наук – это междисциплинарная магистерская программа, обучение на которой ведется полностью на английском языке, две трети обучающихся составляют иностранные студенты. Среди них студенты из США, Европы, стран Азии и Африки. Соответственно, в таком коллективе уже нельзя без английского. Каждый день на семинарах улучшает качество знания языка. Сейчас я хорошо понимаю, что у меня нет страха подать на PhD в Европу, принять участие в международной конференции. Стеснение проходит, когда ты привыкаешь учиться и принимать участие в обсуждениях на иностранном языке.
- Мы обратили внимание на то, что в списке ваших публикаций есть темы, связанные с теорией игр. Как сложилось, что Вы этим увлеклись?
Когда я начал заниматься логикой, в частности, эпистемической логикой, формальной эпистемологией, я заметил, что логики придумали некоторый инструментарий, позволяющий формально представить знание агентов, знания агентов о других агентах и так далее. Эта тема меня заинтересовала, я стал читать и писать об этом. Затем мой научный руководитель, Долгоруков Виталий Владимирович, рассказал про теорию игр. Я открыл для себя, что теория игр, которой занимаются экономисты, прикладные математики, делают практически то же самое, что делают логики: они описывают стратегические взаимодействия рациональных агентов на языке математики, но как бы с внешней стороны. Логика, которой занимаемся мы, и есть именно это, что требуется им. Это был важный момент для моего понимания, что я хочу заниматься на стыке двух областей. Я отметил, что в этой сфере философы могут чему-то научить экономистов и математиков.
- Говорят, что теория игр может помочь в решении задач в ряде многих дисциплин…Это так?
Это так, потому что теория игр применяется в лингвистике, в экономике, в философии, в computer science. Это не столь сложно с математической точки зрения. Это та область математики, которую можно попытаться понять, приложив некоторые усилия и без серьезного математического бэкграунда.
- Можете ли Вы порекомендовать литературу или ресурсы, которые помогли бы с наименьшими издержками для себя ее освоить?
В первую очередь, это онлайн-курсы на Coursera: там есть курс от ВШЭ по теории игр на русском языке. Также есть разные англоязычные курсы на онлайн-платформах. Все они подойдут для начала. Человеку, который никогда раньше не был знаком с теорией игр и изучает гуманитарные науки, я бы порекомендовал книгу «Game Theory and the Humanities» (by Steven J. Brams). Это как раз введение: книга показывает на простых примерах из жизни, как теория игр может быть применима в гуманитарных науках.
- Еще один вопрос и, возможно, неожиданный: как Вы относитесь к «gap year» после окончания бакалавриата?
Да, это хороший вопрос. С одной стороны, зачастую сложно определиться с выбором дальнейшей специальности. Когда я заканчивал бакалавриат по философии, я искал, где хотел бы продолжить обучение. Я много размышлял и нашел только программу «Политика. Экономика. Философия». Я думал также насчет «Компьютерной лингвистики». Но в тот момент у меня было крайне мало времени из-за подготовки к «госам». Нужно было сдавать экзамены, времени на выбор того, где ты будешь получать еще одну ученую степень, было довольно мало. В этом смысле «gap year», конечно, может дать больше возможностей определиться: почитать, проанализировать отзывы, проработать новую литературу и источники. С другой стороны, чрезвычайно сложно заставить себя заниматься наукой и исследованиями, когда ты не привязан к университету. Когда ты весь год тратишь на поиски, то довольно сложно привести себя в форму и продолжить изучение. Мне кажется, что, если есть желание остаться в академической среде и заниматься наукой, то нужно быть с ней неразрывно – уход из нее и возвращение всегда травматичны.
- Теперь ключевой и, наверное, риторический вопрос: что дальше?
В данный момент я надеюсь, что успешно завершу обучение в магистратуре, а после планирую продолжать академическую деятельность и поступать в аспирантуру в Школу философии, аспирантскую школу по философским наукам. В то же время меня очень привлекает перспектива подать на PhD куда-то в Европу или Соединенные Штаты. Сейчас мне намного проще принять, что можно учиться на английском языке, тем более что вся литература написана на английском: даже обучаясь в России, все равно вы взаимодействуете с англоязычными источниками. Опыт обучения в магистратуре и общения с иностранными студентами достаточно сильно помогает в этом плане. Думаю, что я попробую подать на PhD. Если из этого что-то получится, то будет замечательно, если нет, то буду учиться в аспирантуре в России. У нас в лаборатории есть и иностранные коллеги, к нам приезжает много прекрасных и действительно ведущих специалистов в моей области: это и эпистемическая логика, и теория игр. Поэтому даже учась в Вышке в России, есть возможность контактировать с теми же ведущими исследователями Европы и всего мира.
- Есть ли у Вас какие-нибудь пожелания или рекомендации студентам бакалавриата, которые хотели бы в дальнейшем заниматься научной деятельностью? Что важно не упустить?
В первую очередь, я бы предостерег всех студентов от желания «запереться» в рамках своей дисциплины, пренебрежительно относясь ко всему внешнему. Большая часть сегодняшних исследований, тех статей, которые я вижу, они так или иначе относятся к междисциплинарным исследованиям, когда в соавторстве выступают философы, математики, экономисты, психологи. Первое, что нужно сделать – это проявлять интерес и к другим сферам, даже напрямую не связанным с вашим исследованием. Это дает возможность найти какой-то инсайт, который уже известен, скажем, ученым из другой сферы уже очень давно, а внутри вашей дисциплины никому не приходило в голову ничего подобного. Такие ходы дают возможность переосмыслить какие-то подходы и приобрести эти знания. В то же время, не стоит рассчитывать, что, прочитав по несколько книг из каждой сферы, мы будем знатоками в междисциплинарном исследовании. Необходимо найти тот баланс, когда получается изучать разное, но совсем не много, и одновременно придерживаться своей узкой сферы всю жизнь. Это самое важное – научиться находить баланс и не запирать себя в каких-то рамках.
- Отличная рекомендация. Спасибо!
Источник / Материал подготовлен при содействии Елизаветы Сысоевой и студентов Анны Фроловой (ОП «История художественной культуры и рынок искусства») и Екатерины Надёжкиной (ОП «Медиакоммуникации»).
Гладышев Максим Андреевич
Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии: Стажер-исследователь