• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исполнение мечты: "Философская антропология" как путеводная нить в мир фундаментального гуманитарного знания

Выпускник Программы Михаил Борисов рассказывает о своем обучении в философской магистратуре

Исполнение мечты: "Философская антропология" как путеводная нить в мир фундаментального гуманитарного знания

Для выпускника естественного факультета магистерская программа «Философская антропология» в числе прочего становится путеводной нитью в мир фундаментального гуманитарного знания. Хорошо помню первые семинары, где для меня открытием стало то, что есть множество вопросов и нет единственно верных ответов как привычно ожидать в физике или математике. Можно говорить лишь о более менее обоснованной позиции, но которую ещё необходимо сформировать и защитить, а для этого нужно научиться думать, читать, писать и говорить. И здесь я согласен с нашим преподавателем Алексеем Плешковым, что философское образование даёт высококлассную школу для этих навыков, которые ни раз пригодятся в жизни.

Мой путь в философию был достаточно продолжителен. В 2006 году я закончил физический факультет МГУ и более десяти лет работал в коммерческом секторе. В студенческие времена на кухонных посиделках я с друзьями часто рассуждал о смысле жизни, о Боге, о науке, о вечных вопросах. Но постепенно с началом взрослой жизни все мои собеседники постепенно теряли интерес к подобным разговорам, не в силах извлечь из них ничего определенного и важного для их жизни. Я же, подверженный какому-то внутреннему порыву, продолжал «копать». Как дитя естественно-научного образования «копать» я продолжал, читая научно-популярную литературу: от космологии и квантовой механики до эволюционной биологии и когнитивной психологии. В какой-то момент я наткнулся на книгу «Трудная проблема сознания» Вадима Васильева и познакомился с тем, как философ работает с этой головоломкой. Пережитый опыт знакомства с книгой современного философа был настолько увлекателен, что хотелось его непременно продолжить. Так появилась мечта стать профессиональным философом. 

Конечно прошло ещё несколько лет прежде, чем нашлись возможности, силы, решимость, и, самое главное, поддержка со стороны близких, чтобы рискнуть реализовать мечту. Было страшно возвращаться в академическую деятельность спустя почти полтора десятка лет. Было страшно быть взрослым непрофессионалом среди юных профессионалов, закончивших бакалавриат. И хотя первые два месяца были сложными, страхи оказались беспочвенными. Преподаватели обращались к нам, не делая никаких различий, прежде всего воспринимая мысль, а не личность. А более опытные в философском деле одногруппники помогали в освоении материала и тонкостей философского ремесла.

Одним из достоинств программы «Философская антропология» является её широта, которая позволяет обрести такую теоретическую гуманитарную культуру, которая освобождает человека от невольной аффицированности той или иной идеологией или тем или иным обыденным толкованием. Создает, как говорил один из наших преподавателей А.Ф. Филиппов, важный ресурс индивидуальной рефлексии, а значит – свободы. Насыщение теоретической культурой, демонстрация на научно-исследовательских семинарах живого философского исследования, позволили мне провести рефлексию над основаниями собственного внутреннего поиска. В результате от аналитической философии и проблемы сознания я проделал путь к освоению Хайдеггера и современной феноменологии, смог углубить и расширить своё понимание человека и социальной реальности, разобраться в особенностях как аналитической, так и континентальной философии. Спустя два года обучения я смотрю на мир другими глазами, вижу множество культурных смыслов и не создаю себе идола не из одного из них. Помимо этого, мне теперь есть с кем обсудить философские вопросы, я ориентируюсь «кто есть кто» как в истории философии, так и в современных её представителях.

В заключение хочется добавить, что мой отец в своё время тоже пытался стать академическим философом, но законы советского времени не позволили ему это сделать. Обладая глубокой философской интуицией, он добирал самостоятельно через русскую и мировую литературу, через Достоевского и Толстого. Его библиотека также пополнялась в девяностые Хайдеггером и Бибихиным, Геноном и Вебером, Бердяевым и Соловьевым. Он вёл собственный внутренний поиск. В июне этого года, после присутствия на защите диплома, он сказал мне: «Ты исполнил мою мечту!».