Философская магистратура как интеллектуальная практика и опыт общения
Выпускник Программы, аспирант Григорий Часовских рассуждает о ценностях философского образования, нормах профессиональной этики и своем опыте приобщения к философскому цеху Вышки
Я, немало «покатавшись» по международным конференциям и школам, и пообщавшись со студентами из ведущих отечественных вузов, целенаправленно поступал в магистратуру ВШЭ без каких-либо альтернатив. Отдельным моментом преимущества программы можно выделить очень широкий охват специалистов по направлениям, что имеет приятным следствием огромный выбор доступных для своего исследования тем. Множество сильных логиков, онтологов, этиков, историков философии и специалистов прочих направлений, предлагают магистранту вместе с серьезным исследованием – серьезные требования. В университете вообще, и на магистерской программе в частности, в этом плане замечательно расставлены акценты на однозначном приоритете исследовательской деятельности: преподаватели предлагают редактировать свои курсы и изучаемый материал с поправкой на темы диссертаций, университет компенсирует транспортные затраты в поездках на конференции и предлагает ощутимые прибавки к стипендии за успехи в научной деятельности, а лаборатории и научно-учебные группы выступают здесь катализаторами. И в этом перечислении я основываюсь не на стороннем, а, прежде всего, на примере себя и своих одногруппников с программы, исправно поощряемых за исследовательские инициативы. Приятным бонусом также можно отметить педагогическую практику в виде учебного ассистентства, доступной практически каждому желающему, где к уникальному опыту прикосновения к преподавательской деятельности мы опять-таки получаем материальную компенсацию. Но, наконец, главное, что лично мне бросилось в глаза – это исключительный бюрократический аппарат и сформировавшиеся теплые отношения. Бюрократический абсурд, так часто нами встречаемый сейчас, здесь пожертвован здравому смыслу. Конечно, если внимательней вникнуть, понимаешь, что основной вес бюрократии ложится на плечи менеджеров и руководителей программ, но в любом случае, всё служит удобству студента. Отбросив факты, просто скажу, что за два года я (да и многие в нашей группе) действительно серьезно выросли как исследователи и обрели теплые доверительные отношения с руководством программы. Такие отношения сродни семейным, и руководство школы философии охотно принимает в свою семью активных молодых исследователей.