«Философская антропология»: можно ли за два года стать философом?
На этот вопрос отвечает выпускник программы Всеволод Кобляков, оценивая свой опыт философского образования в НИУ ВШЭ
"Шесть лет назад, когда я только сдавал государственные экзамены и готовился к переезду в Москву из родного города, я и представить себе не мог, что однажды буду заниматься философией, которая стереотипно воспринимается как что-то слишком далекое от большинства людей. Теперь же, в 2020 году, я окончил магистратуру «Философская антропология», и мне хотелось бы рассказать, почему я сделал выбор в пользу философского образования, и что я приобрел благодаря нему.
В 2014 году при поступлении в университет мой выбор пал в пользу образовательной программы «Политология», и я нисколько не жалею о своём выборе. Она дала мне отличные прикладные навыки и сформировала мои мировоззрение и взгляды, которых я во многом придерживаюсь до сих пор. Однако по мере обучения я всё больше задавался различными вопросами, лежащими за границами эмпирических исследований. Меня начали волновать сущностные проблемы, связанные с фундаментальными основаниям науки, идеологий, культурных практик и действительности как таковой. И если сначала меня интересовала исключительно политическая теория, то затем меня стали одолевать и чисто философские проблемы. Что такое объективная реальность? Каким образом она познаваема? Какое место в ней занимает человек? Можно ли говорить об обществе как о чём-то большем, чем отдельные индивиды? Политология уже не могла помочь с этими вопросами. Благодаря великолепным курсам по политической теории я смог их поставить, однако ответы я должен был искать уже в другом месте. И я очень рад тому, что доверился в этой ситуации Школе философии НИУ ВШЭ.
Программа «Философская антропология» предоставляет шанс заинтересованным людям получить все необходимые знания и навыки для того, чтобы отвечать на философские вопросы. Когда я только поступал туда, я боялся, что мне будет сложно поспевать за более опытными выпускниками философских бакалавриатов, однако на деле все оказалось совершенно не так. Одним из плюсов программы оказался набор читаемых на ней курсов, который позволяет знающему самые азы человеку быстро погрузиться в новую для него среду. Самым очевидным примером является адаптационный курс по истории философии, который преподается «новичкам» этой дисциплины, однако и другие предметы содержат в себе некоторую вводную часть, благодаря которой удается в кратчайшие сроки восполнить наиболее крупные пробелы в знаниях. Я очень благодарен специалистам школы философии за создание гибкой программы обучения, учитывающей интересы как «старожилов», так и начинающих специалистов.
Очень радует также охват имеющихся курсов. Многие образовательные программы склонны отдавать приоритет строго определенным, достаточно узким направлениям специализации, однако такого нельзя сказать про «Философскую антропологию». За два года обучения в магистратуре студенты ознакомятся с максимально широким охватом современной философской мысли, от философской герменевтики и феноменологии до аналитической философии, от научно-исследовательских семинаров по диалогам Платона до современных теорий осмысления постмодерна, от философии французского Просвещения до русской философии эпохи Серебряного века. Отдельно стоит отметить, что в рамках своих курсовых и дипломных работ студенты могут заниматься совершенно любой интересующей их проблематикой, и на каждую тему в Школе философии найдется старший коллега, который поможет своим научным руководством.
Наконец, хотелось бы отметить, насколько живой является философская среда Высшей Школы Экономики. Её студенты не становятся какими-то отшельниками, которые зарываются в учебниках и совершенно не контактируют со своими коллегами. Это заметно как по формату семинарских занятий, которые зачастую превращаются в оживленные дискуссии, так и по академической активности, благодаря которой студенты получают опыт публикации своих исследований, выступлений на мероприятиях совершенно разного формата и поддержки преподавателей в рамках ассистентской деятельности.
«Философская антропология» стала очень важным этапом моего становления как специалиста и как человека. Изучение философии позволило мне отточить навыки анализа текстов, публичных выступлений и владения логикой, дало мне ответы на важные личные вопросы, а также сделало меня частью академического сообщества. Сейчас я решил взять перерыв в обучении в университете, однако в будущем я хотел бы поступить в аспирантуру Школы философии и продолжить свои исследования, ставшие важной частью моей жизни".
© Всеволод Кобляков