• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поиск философской искренности или что может дать программа "Философская антропология" для жизни и карьеры

Выпускница Дарья Чаганова делится опытом обучения на магистерской программе, обсуждая возможности академического пути и преобразования личной философской позиции

Поиск философской искренности или что может дать программа "Философская антропология" для жизни и карьеры

Иногда может возникнуть сомнение, может ли философская магистерская программа дать больше человеку, уже прошедшему бакалавриат по философской специальности в НИУ ВШЭ. Довольно успешно освоив бакалаврскую программу и обращаясь ко многим из широких возможностей нового знания, что она предоставляла, я всё же пришла на магистерскую программу “Философская антропология” — чтобы сделать необходимый шаг на своём академическом пути — но в результате приобрела нечто более ценное, чем просто магистерскую степень или знания в области новых курсов. С позиций бакалавра я проделала благодаря обучению на “Философской антропологии” такой путь преобразования, что в отзыве лишь частично смогу отобразить “приобретения”, которые она может предложить.

В завязке диалога “Софист” Платона, который прокладывает ключевое различие между истинным философом и его подобием, мы читаем:

"На самом деле, по-видимому, различать этот род [философов — Д. Ч.] немногим, так сказать, легче, чем род богов, (...) причём другим, по невежеству, кем только они не кажутся: не мнимые, но истинные философы, свысока взирающие на жизнь людей,они одним представляются ничтожными, другим — исполненными достоинства; при этом их воображают то политиками, то софистами (…)".

(Платон. Софист. // Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 2. М.: Изд-во “Мысль”, 1993. С. 275. 216d.)

Не говоря уже о том, что подобные поздние диалоги элементарно не входят в бакалаврскую программу, сейчас я могу гораздо более внятно объяснить, почему смешивание философов с политиками или софистами, любителями споров и, строго говоря, вообще любых рассуждений, как ничто иное свидетельствует о непонимании специфики философского знания.

Поступать на философский бакалавриат в свои 17 лет я приехала с марксистским учебником по философии — в полной уверенности, что знание о (социально-политическом) мире позволит и его дальнейшее преобразование. Мои представления о философии строились на том, что знания “ка́к” приведут к знаниям “что́”. Строго говоря, я полагала, что изучу политическую философию, а далее сумею применить знания для преобразования структуры небольшого города, из которого я родом.

Уже по итогу одного модуля первого курса я стремительно изменила свои представления — стоит ли вообще говорить о том, насколько глубокие знания самого широкого профиля предоставило мне бакалаврское образование за четыре года. На этом моменте мой философ перестал пересекаться с политиком. Два года назад я выпустилась с явным устремлением к академической жизни, чтобы углубляться в свои исследования (кстати, до сих пор в области практической философии), постоянно быть погружённой в дискуссию и иметь возможность воплотить все те наработки, которые приходят в голову при включённости в философское поле.

●       Процедура поступления

Продолжить путь именно на программе “Философская антропология” было решено по нескольким причинам. Во-первых, она предлагает как возможности изучения “теоретической” философии (не только с прослушиванием лекций, но и с вовлечением студентов/ок в дискуссии онтолого-гносеологического характера), так и широкий спектр практико-ориентированных дисциплин, таких как теория действия и антропология. Во-вторых, курсы “Философской антропологии” были выстроены не только тематически, но и ориентировались на лучших специалистов/ок Школы философии НИУ ВШЭ. Подав сюда документы, можно быть стопроцентно уверенным/ой, что все преподаватели магистерской программы готовы обеспечить глубочайший уровень знаний при включённости студента/ки, но также можно выходить за рамки факультета, если вдруг есть потребность проконсультироваться со специалистами других областей знания. Наконец, в-третьих, сама Высшая школа экономики работает несколько по-иному, чем российские университеты: легко привыкнуть к более удобному расписанию (в том числе сессий), более весомой роли студентов/ок в выборе дисциплин и преподавателей, а также к возможности посещать курсы других факультетов, если они вызывают интерес.

Уже весной в процессе подготовки бакалаврского диплома я знала, что поступила на магистерскую программу “Философская антропология”, поскольку она (как и многие) проводит Олимпиаду для старших курсов, победа в которой позволяет быть зачисленной без дополнительных экзаменов. Этот момент существенно облегчил мне жизнь летом. Коллеги, которые проходили экзамены, позже рассказывали, что и те были положительным опытом: у экзаменаторов/ок не было цели “завалить”, наоборот — все абитуриенты/ки имели возможность показать свои знания и продемонстрировать, что им интересны ещё много вопросов, которые стоит дораскрыть в рамках программы.

●       Атмосфера на курсе, дисциплины и возможности программы

В итоге два года на философской антропологии для меня оказались опытом, который не только позволил расширить и углубить знания, а также укрепить свои позиции в академическом пространстве, но и существенно преобразил моё отношение как к исследованию, так и к философскому знанию в целом. Например, если на программу я пришла с твёрдым убеждением, что она может подготовить только исследователя, то обсуждения с коллегами и опыт взаимодействия с ними показал мне, что и сегодня возможно стать именно философом, даже выдерживая строгие рамки академического философского поля.

Атмосфера “Философской антропологии” объединяет в себе общевышкинские стандарты и философскую специфику. Некоторая равноположенность позиций студента-преподавателя одобряла стремление разобраться в вопросах, и иногда мы оставались до позднего вечера, расходясь по домам с новыми гипотезами. Разнообразие дисциплин магистерской программы позволяет грамотно расставить приоритеты в своём академическом пути и зачастую обращает внимание обучающихся на такие вопросы, которые никогда даже не входили в наше мыслительное пространство в бакалавриате.

Сама “Философская антропология” всячески поощряет расширение горизонтов: нам не только было дано множество возможностей поработать с приглашёнными специалистами в стенах ВУЗа, но и сама структура НИУ ВШЭ позволяет каждому/ой включиться в работу факультатива (курса, общего для студентов разных курсов и годов обучения) или научно-исследовательской группы (аналога кафедры, которая позволяет обсуждать свои проекты в кругу специалистов по определённой тематике: античной философии или герменевтике). Так, атмосфера на курсе позволяет широкую дискуссию с вовлечением внешних слушателей/льниц и профессионалов/ок. Вовлечённость в такие структуры позволяет не только завести интересные знакомства и продолжить сотрудничество с другими университетами, но и постоянно вопрошать себя, что именно из демонстрируемой позиции совпадает с ви́дением мира, а что служит частью историко-философского массива и привлекается только из-за недоразработанности личной философской позиции. Лишь на этом моменте мой философ окончательно перестал пересекаться с софистом.

●       Преобразование личной философской позиции: пути искренности

В итоге на магистерской программе я столкнулась с проблемой, которую усиленно игнорировала в результате освоения столь огромного массива знания. Можно быть уверенными, что вовлечённость в учебные и внеучебные процессы “Философской антропологии” не только способствуют знакомствам с потенциальными работодателями и укрепляют ваш профессиональный статус, но также заставляют пройти личное преобразование.

Из-за того, что разнообразные структуры философской аргументации бывают зачастую очень привлекательными, возникает соблазн применить их, чтобы подчеркнуть потенциал своей гипотезы или идеи. В случае, когда тезис подтверждён системой глубинных и взаимосвязанных убеждений и/или догадок, как (на самом деле) происходят многие процессы в мире, он обретал свою ценность и индивидуальность. Так, нахождение на магистерской программе раз за разом показывало мне, что проработка собственных тезисов и методологии позволяет надеяться на звание философа, а не только исследователя. В итоге защищать диплом на соискание степени магистра философских наук я вышла с методологией, которая была мной выстроена в соответствии с более глубинными (можно даже сказать, онтологическими) представлениями, хотя могла бы предпочесть более общепринятую систему методических установок для моей области исследований — к слову, экзаменационная комиссия нашла этот ход удачным и содержащим высокий потенциал.

●       После “Философской антропологии”: а дальше?

Можно с высокой долей уверенности утверждать, что опыт обучения на магистерской программе “Философская антропология” может дать человеку, даже уже имеющему философское образование, как карьерные возможности, так и стимул к глубокой личностной работе. Спустя два года уже выпускники программы представляют собой часть сообщества людей, которые интересуют другие университеты в качестве потенциальных преподавателей/льниц или лабораторных сотрудников/ниц, которые могут дать широкую консультацию по области своей специализации. Но также, стоит верить, мы представляем собой коллектив философов, которые умеют соединить виртуозность владения знанием с искренностью его ви́дения.

© Дарья Чаганова - выпускница ОП "Философская антропология".