"Философская антропология" как интеллектуальный выбор и начало академического пути
Выпускник программы "Философская антропология" Тихон Шейнов поделился своими впечатлениями о периоде обучения в магистратуре.
Выпускнику непрофильного бакалавриата философская магистратура сулит очевидные сомнения и далеко не гарантированные возможности. Начиная с неуверенности в успехе радикальных перемен и заканчивая отставанием от имеющих философскую базу однокурсников — эти факторы бросают тень даже на всем известное удивление, с которого, по мнению греков, начинается философия. Бросаемый обстоятельствами вызов оставляет человека в ситуации, когда простого интереса оказывается недостаточно. Сохранить и преумножить энтузиазм самостоятельного мышления и не разочароваться в выборе возможно только с поддержкой со стороны.
Именно здесь программа "Философская антропология" проявила себя в моем случае. Мой путь к поступлению начался с того, что ещё на втором курсе я узнал об олимпиаде "Высшая лига", позволяющей попасть в магистратуру минуя конкурс портфолио (которого у меня не было) и принял решение совместить подготовку к олимпиаде и изучение первоисточников. Уже после поступления я понял важную вещь: вне зависимости от того, насколько сложен тот или иной автор, учебная литература не в силах заменить непосредственной работы с текстами. Многие занятия в магистратуре представляли собой их медленное и вдумчивое чтение, в ходе которого даже сравнительно небольшой фрагмент мог стать поводом для интересного спора или послужить основой для новой идеи. Уверен, что все это стало возможным благодаря чуткому подходу преподавателей к выбору предмета и способа работы с ним. Только так философское образование сближается с самим мышлением, а различие в уровнях подготовки стирается перед общей задачей.
Что касается личной и академической адаптации, на помощь студенту приходит широкий набор научных подразделений, участие в работе которых можно принять уже с первого курса. Научно-исследовательские группы организуют тематические семинары, где студенты могут поделиться своими наработками, а также быть вовлеченными в актуальную исследовательскую повестку факультета. Международные лаборатории (такие как лаборатория русско-европейского интеллектуального диалога) и научные центры (например, центр фундаментальной социологии) открывают возможности трудоустройства и более плавного и гармоничного начала академической карьеры. Для меня эта сторона магистратуры реализовалась в работе учебным ассистентом, участии в редактировании журнала молодых учёных "Метаморфозис", а также будущих проектах, в которых я буду работать как аспирант.
По прошествии двух лет я ощущаю радость начатого пути и незавершенность своего философского становления. Оба чувства определили мой выбор продолжить свое образование в качестве аспиранта школы философии и культурологии. Обретенное за эти годы соизмеримо с масштабной переоценкой профессиональных и личных ориентиров, а философская магистратура приняла в этом событии прямое участие. Именно поэтому её роль в моем сегодняшнем положении не ограничивается памятью. Воспоминания — важное, но не единственное преломление прошлого в нашей жизни. Куда менее заметна другая его сторона — приобретённый опыт, неотделимый от настоящего и проживаемый вместе с ним.
Тихон Шейнов, 2022