Паспорт образовательной программы
47.04.01 Философия
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
Философская антропология (2014): Не задано
Философские исследования (2025): С применением
2024/2025 учебный год
Философская антропология
- КОР-1 Применяет современные научные и информационно-коммуникативные технологии на английском языке для академического и профессионального взаимодействия, учитывает разнообразие культур, интеллектуальных и религиозных традиций в процессе межкультурного взаимодействия
- КОР-2 Обосновывает выбор теоретико-методологических подходов и стратегии аргументации, релевантных исследованиям в области философской антропологии, истории философии, онтологии и теории познания, философии культуры и религии, этики, эстетики, социальной философии
- КОР-3 На основе современных теорий и методологических подходов, развиваемых в предметной области философии, формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при проведении теоретико-философских, историко-философских, философско-религиоведческих, социально-философских и этических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов их реализации
- КОР-4 Объясняет интеллектуальные, духовные и политические явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей философии, религиоведения, культурологии и смежных социогуманитарнных наук, выявляет актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует развитие социокультурных явлений и процессов
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в области философии и религиоведения, обосновывает экспертные предложения по улучшению социокультурных программ и стратегий развития общества; разрабатывает рекомендации по проведению гуманитарной и этической экспертизы
- ПК-1 Студент способен анализировать и формулировать философски значимые проблемы в рамках социальных и гуманитарных наук
- ПК-2 Студент способен осуществлять публичную научную коммуникацию, представлять результаты исследования в международной научно-образовательной среде
- ПК-3 Студент способен вести педагогическую, исследовательскую, экспертно-аналитическую и редакционно-издательскую деятельность по профилю подготовки в различных образовательных, научных, издательских, государственных и бизнес организациях
В основе курсов программы — теоретически ориентированные и проблематизированные обзоры историко-философских, философско-антропологических, культурфилософских, социологических и антропологических подходов к изучению философской мысли, культурного опыта, интеллектуальных и политических практик. В основе научной методологии Программы – подходы и методы, сложившиеся в научных традициях и школах гуманитарного знаниях XVII-XXI вв., включая новейшие теории и методы, которые находятся в настоящее время в стадии становления.
В основе базовых курсов - "Современная философия", "Современные проблемы философии", "Педагогическая психология" - лежит принцип концептуализации систем философского и педагогического знания, многообразных научных традиций и практик, оформляющих проблемное поле современной философии, педагогики и психологии в ХХ и ХХI вв.
Программа также включает обязательные и вариативные дисциплины профессионального модуля, в том числе по выбору студентов. Часть дисциплин читается на английском языке.
Модуль "Практика, проектная и научно-исследовательская работа" включает подготовку курсовой работы и выпускной квалификационной работы, а также, учебную и производственную практики. Ключевой составляющей модуля являются научно-исследовательский семинар.
В Блок «Государственная итоговая аттестация» входят: защита выпускной квалификационной работы и междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки.
2023/2024 учебный год
Философская антропология
- КОР-1 Применяет современные научные и информационно-коммуникативные технологии на английском языке для академического и профессионального взаимодействия, учитывает разнообразие культур, интеллектуальных и религиозных традиций в процессе межкультурного взаимодействия
- КОР-2 Обосновывает выбор теоретико-методологических подходов и стратегии аргументации, релевантных исследованиям в области философской антропологии, истории философии, онтологии и теории познания, философии культуры и религии, этики, эстетики, социальной философии
- КОР-3 На основе современных теорий и методологических подходов, развиваемых в предметной области философии, формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при проведении теоретико-философских, историко-философских, философско-религиоведческих, социально-философских и этических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов их реализации
- КОР-4 Объясняет интеллектуальные, духовные и политические явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей философии, религиоведения, культурологии и смежных социогуманитарнных наук, выявляет актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует развитие социокультурных явлений и процессов
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в области философии и религиоведения, обосновывает экспертные предложения по улучшению социокультурных программ и стратегий развития общества; разрабатывает рекомендации по проведению гуманитарной и этической экспертизы
- ПК-1 Студент способен анализировать и формулировать философски значимые проблемы в рамках социальных и гуманитарных наук
- ПК-2 Студент способен осуществлять публичную научную коммуникацию, представлять результаты исследования в международной научно-образовательной среде
- ПК-3 Студент способен вести педагогическую, исследовательскую, экспертно-аналитическую и редакционно-издательскую деятельность по профилю подготовки в различных образовательных, научных, издательских, государственных и бизнес организациях
В основе курсов программы — теоретически ориентированные и проблематизированные обзоры историко-философских, философско-антропологических, культурфилософских, социологических и антропологических подходов к изучению философской мысли, культурного опыта, интеллектуальных и политических практик. В основе научной методологии Программы – подходы и методы, сложившиеся в научных традициях и школах гуманитарного знаниях XVII-XXI вв., включая новейшие теории и методы, которые находятся в настоящее время в стадии становления.
В основе базовых курсов - "Современная философия", "Современные проблемы философии", "Педагогическая психология" - лежит принцип концептуализации систем философского и педагогического знания, многообразных научных традиций и практик, оформляющих проблемное поле современной философии, педагогики и психологии в ХХ и ХХI вв.
Программа также включает обязательные и вариативные дисциплины профессионального модуля, в том числе по выбору студентов. Часть дисциплин читается на английском языке.
Модуль "Практика, проектная и научно-исследовательская работа" включает подготовку курсовой работы и выпускной квалификационной работы, а также, учебную и производственную практики. Ключевой составляющей модуля являются научно-исследовательский семинар.
В Блок «Государственная итоговая аттестация» входят: защита выпускной квалификационной работы и междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки.
1. Образовательная программа осуществляет фундаментальную подготовку в области современных проблем философского знания, а также систем ценностей, социальных практик, идеологических программ и культурных форм, связанных с философским осмыслением различных интеллектуальных, историко-культурных, политических и духовных традиций. Благодаря философской концептуализации изучаемых тем и проблем она обретает большую целостность по сравнению с программами-конкурентами. К работе на ОП привлекаются ведущие российские и европейские ученые.
2. В рамках программы студент может выбрать индивидуальную научно-исследовательскую траекторию, специализируясь в одной из областей (направлений) философского знания (философская антропология; аналитическая философия и философия языка; философия культуры и религии; социально-политическая философия; философия творчества и искусства; философия русской истории и культуры).
3. ОП «Философская антропология» с 2016 года имеет партнерские отношения с университетом Париж – Сорбонна 4, а также с ведущими университетами Европы (Берлин, Кельн, Неймеген, Канн), что дает возможность студентам пройти специализированную стажировку в зарубежных университетах - партнерах НИУ ВШЭ и Школы философии.
Образовательная программа «Философская антропология» направлена на подготовку магистров философии, способных проводить фундаментальные исследования в области философии, обладать компетенциями, позволяющими осуществлять экспертизу образовательной и культурной политики государства, работать в качестве преподавателей философских (социально-гуманитарных) дисциплин в школах, лицеях, колледжах и вузах.
Области образовательной деятельности:
01 Образование и наука (в сфере общего образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования)
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организации научно-исследовательской деятельности и управления научно-исследовательскими проектами)
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (по виду профессиональной деятельности: 11.004 Ведение телепрограмм различной направленности, 11.006 Редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ))
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Философские исследования»